Valhalla Supermassive. Полный обзор плагина

Изображение с названием темы статьи
Команду разработчиков плагина «Valhalla Supermassive» можно смело назвать сумасшедшими учёными из мира аудио. 
 
Все, что они делают, выглядит удивительно креативно и открывает безграничные возможности для музыкантов, которые используют «детища» этой компании в своем творчестве. 
 
Способность этих ребят упаковывать огромное количество инструментов для обработки звука и создания эффектов в понятный и современный интерфейс, который выглядит в равной степени минималистичным и изящным, простым и функциональным, просто поразительна.

Давайте посмотрим, чем они нас удивят в этот раз.
 

    Что такое «Valhalla Supermassive»?

     
    «Valhalla Supermassive» — одно из их новейших дополнений к семейству мощных временны́х эффектов. 
     
    Этот плагин был выпущен в середине 2020 года, во время пандемии коронавируса. Создатели говорят, что погружение в работу над плагином помогло им преодолеть страхи, связанные с опасностью пандемии.
     
    «Supermassive» чем-то напоминает улей. На первый взгляд данный плагин устроен очень просто, но стоит пропустить через него простой, ничем не примечательный звук, как на выходе он превращается в настоящий пчелиный рой. 
     
    Первый вопрос, который у вас возникает, когда вы начинаете использовать плагин «Valhalla Supermassive»: это плагин для создания эффекта задержки или реверберации? 
     
    Ну, на самом деле, в звуке, обработанном рассматриваемым плагином, присутствуют элементы и того, и другого эффекта. «Valhalla Supermassive» использует различные сети задержки с обратной связью, где длительность каждой задержанной копии исходного сигнала может доходить до 2 секунд.

    Таким образом, эффект, получаемый на выходе плагина, может варьироваться от эха, которое медленно затухает, до каскадного гармонического эха, насыщенной реверберации или крайне продолжительной реверберации, которая затухает в течение нескольких минут. 
     
    Я могу описать работу «Valhalla Supermassive» следующими словами: блок задержки данного плагина добавляет настолько большое количество обратной связи и настолько искажает обратную связь, что она превращается в мутные облака реверберации, которые бесконечным эхом разносятся в космос.
     

    Элементы управления

     
    Пользовательский интерфейс обманчиво прост. Он выделяется плоским дизайном и сдержанными цветами. 
     
    Ничто в плагине не выдает широту его возможностей. Плагин спроектирован таким образом, чтобы создавать сложные звуки путем настройки небольшого количества регуляторов. 
     
    Давайте посмотрим на элементы управления плагина. Его пользовательский интерфейс разделен на следующие секции:
     

    Секция выбора режимов

     
    Mode
     
    Изображение секции Mode

    Секция «Mode» предназначена для выбора режима работы плагина. 
     
    Каждый режим – это отдельный алгоритм с определенной длительностью фазы атаки, сустейна и затухания обработанного звука.
     

    Секция управления микшированием и стереосигналом

     
    Изображение секции настройки микширования и стереосигнала

    Mix

    Регулятор «Mix» управляет соотношением необработанного (dry) и обработанного (wet) сигналов. При значении 0% вы будете слышать только необработанный сигнал, а при 100% - только обработанный звук. При промежуточных значения параметра «Mix» обработанный и необработанный сигналы будут смешиваться в различных пропорциях.

    Кликните по надписи «Mix», расположенной над регулятором, чтобы зафиксировать (а при повторном клике – убрать фиксирование) последнее установленное значение, заданное данным регулятором. Это функция окажется полезной при переключении между пресетами.
     
    Width 

    Данный регулятор настраивает ширину стереобазы выходного сигнала. При значении 100% вы получите стереосигнал. Установив значение 0%, вы получите на выходе сигнал в моно-формате. А при значениях меньше 0% сигналы правого и левого каналов поменяются местами.
     

    Секция управления задержкой

    Изображение секции задержки

    Delay 

    Эта «крутилка» настраивает длительность самой продолжительной задержки в сети задержки обратной связи.
    Стоит отметить, что в некоторых режимах (mode) и при определенных настройках регулятора «Warp» изменение значений данного параметра не создаст никаких слышимых эффектов. 

    Delay Sync

    После нажатие кнопкой мыши по надписи «Msec», расположенной под регулятором «Delay», вам предоставят на выбор список способов, которыми можно задать длительность задержки: в зависимости от темпа проекта, в миллисекундах и т.д.
    По умолчанию время задержки задается в миллисекундах.
     
    Warp 

    Данный регулятор влияет на длительность задержанных копий исходного сигнала в сети задержек обратной связи.
    При увеличении значений данного параметра создаваемый плагином эффект будет меняться от простого эха к звучному и резонансному, от разреженной реверберации к насыщенной.

    Если установить регулятор «Warp» в положение 0%, то данное действие приведет к тому, что длительность всех задержанных копий изначального сигнала будет равна значению, заданному регулятором «Delay».

    При значениях «Warp» больше нуля задержанные копии исходного сигнала в сети задержки обратной связи становятся все более и более размытыми (а их длительность оказывается короче того значения задержки, которое указано с помощью регулятора «Delay»).

    Значения «Warp» от 5 до 15% приводят к появлению такого необычного эффекта как «задержка гармоник», который проявляется в том, что резонансные частоты спектра звукового сигнала смещаются вниз по спектру по мере затухания звука. 

    Если настроить регулятор «Warp» на значения в диапазоне от 20 до 50%, то данное действие приведет к образованию «кластеров задержки», где начальная задержанная копия изначального сигнала звучит размыто, а на последующие копии накладывается эффект легкой реверберации. 

    Установка регулятором «Warp» значений, превышающих 50%, приводит к накладыванию явной реверберации на задержанные копии изначального сигнала. 

    Секция обратной связи

    Изображение секции обратной связи

    Feedback

    Данный регулятор управляет количеством обратной связи, посылаемой на задержанные копии исходного сигнала в сетях задержки обратной связи.
    Большие значения, устанавливаемые данным регулятором, приведут к увеличению времени затухания.
    В некоторых режимах (mode) работы плагина настройки «крутилки» «Feedback» также влияют на длительность атаки обработанного звука. 

    Density

    Ручка «Density» управляет количеством эха, которое содержится в обработанном сигнале. Изменение значений параметра «Density» меняет способ смешивания различных задержанных копий исходного сигнала друг с другом.

    Если установить рассматриваемый регулятор в положение, равное 0%, то задержанные копии изначального сигнала будут воспроизводиться параллельно и/или последовательно без их смешивания. 

    При значениях параметра «Density», превышающих ноль, плагин начнет смешивать задержанные копии изначального сигнала, что приведет к увеличению плотности эха в обработанном сигнале. 

    Кроме того, при ненулевых значениях параметра «Density» плагин начнет увеличивать перекрестную подачу (crossfeed) между левым и правым выходами блока задержки. Такая процедура полезна, если вы хотите, чтобы обработанный плагином сигнал звучал более монофонически, т.е. находился по центру воспринимаемой звуковой картины.

    Если вы хотите использовать плагин «Supermassive» в качестве традиционного ревербератора, то рекомендуется устанавливать регулятор «Density» в положение 100%. 

    Секция модуляции

    Изображение секции модуляции

    Mod rate

    Ручка «Mod rate» настраивает скорость модуляции длительности задержанных копий изначального сигнала в герцах (Hz) с помощью многофазного генератора синусоидального сигнала. 

    Благодаря данному регулятору можно придать обрабатываемому звуку эффект насыщенного хоруса.

    Mod depth 

    Управляет глубиной модуляции скорости задержки. 

    Стоит отметить, что значения параметра «Mod depth» будут меняться автоматически при изменении значений регулятора «Mod rate». Это делается для того, чтобы при увеличении скорости модуляции, высота обработанного плагином сигнала не отличались от высоты входного сигнала.

    Секция эквалайзера

    Изображение секции эквалайзера

    EQ Hi Cut 

    С помощью данного регулятора вы можете уменьшить количество высоких частот в обработанном сигнале.
    Ручка «EQ Hi cut» управляет частотой среза (cutoff) фильтра низких частот (LP filter) с крутизной затухания сигнала, равной -6 дБ/октава.
    В данном блоке плагина происходит обработка выходного сигнала цепей задержки с обратной связью. 

    EQ Low Cut

    Благодаря этому регулятору вы можете уменьшить количество низких частот в спектре обработанного сигнала.

    «Крутилка» «EQ Low Cut» управляет частотой среза фильтра высоких частот (HP filter) с крутизной затухания, равной -6 дБ/октава.

    Так же, как и в блоке «EQ Hi cut», в рассматриваемом блоке происходит обработка выходного сигнала цепей задержки с обратной связью. 

    Секция выбора предустановок (пресетов) 

    Изображение секции выбора пресетов

    Preset

    Чтобы получить доступ к предустановкам, просто кликните по названию пресета, который активен в данный момент. Его названием можно увидеть справа от надписи «Preset», расположенной в нижней правой части интерфейса.

    Подсказки (Tooltips)

    Наведите курсор на любой регулятор, и в нижнем левом углу интерфейса вы увидите описание того, что произойдет со звуком при изменении положения данного регулятора. 
     

    Обзор режимов секции «Mode»


    Каждый из режимов в плагине «Supermassive» представляет собой уникальный алгоритм с дискретной конфигурацией задержек, фильтров, модуляторов и т. д.

    Параметр «Mode» является самым мощным инструментом для создания эффектов в любом плагине «Valhalla», поскольку он переключает различные алгоритмы с очень разными звуковыми характеристиками. 

    Плагин имеет 20 режимов, каждый из которых обладает своими особенностями. 

    Стоит отметить, что элементы управления (регуляторы) плагина при разных режимах «Mode» могут работать по-разному. 

    Давайте поговорим об особенностях каждого из режимов. 

    Gemini 

    Разработчики утверждают, что это самый «традиционный» из всех режимов. У него очень быстрое время атаки и естественная экспоненциальная фаза затухания обработанного сигнала. 

    В данном режиме плагин создает более плотное эхо по сравнению с эхом, создаваемым в других режимах. 

    Режим «Gemini» отлично подходит для создания традиционных вокальных задержек. 

    Кроме того, в этом режиме вы также можете создавать необычные эффекты, экспериментируя с настройками деформации (регулятор «Warp»). 

    А если в рассматриваемом режиме выкрутить регулятор «Density» на максимум, а параметр «Warp» установить на уровень выше 50%, то на выходе вы получите плавную реверберацию.

    Hydra 

    Этот режим так же, как и предыдущий, имеет быстрое время атаки, но при этом характеризуется экспоненциальной и длительной фазой затухания. Данный режим создает эффект двойного эха. 

    При изменении значений плотности регулятором «Density» в данном режиме тембр обрабатываемого звука довольно существенно меняется. По мере изменения значений параметра «Density» от 0 до 100 звучание на выходе плагина переходит от достаточно простого эха к сочной и сложной реверберации.
     
    Если установить регулятор «Density» в положение 0%, вы получите эффект «slapback delay» (ретро-дилей, который был популярен в музыке 50-х и 60-х и представлял собой единичное повторение задержанного звука).
     
    При коротком времени затухания звука и небольшом значении параметра «Mix» вы сможете сымитировать звучание довольно тесного пространства, которое красиво заполняет стереополе.

    Centaurus 

    Этот режим характеризуется более медленным по сравнению с другими режимами временем атаки, более коротким временем затухания сигнала и небольшим сустейном (фазой устойчивого уровня амплитуды звукового сигнала) хвостов реверберации. 

    Время атаки в этом режиме привязано к параметру обратной связи «Feedback»: чем выше значение параметра «Feedback», то быстрее атака и медленнее затухание обработанного звука. 

    Увеличение значений регулятора «Warp» позволяет перейти от эффекта эхо к длительной реверберации. 
     
    Данный режим прекрасно подойдет для украшения тембра гитары.

    Sagittarius 

    Этот режим отличается очень продолжительным временем атаки и затухания обработанного звука. Он прекрасно подходит для создания медленно угасающих пространственных эффектов. 

    Разработчики «Valhalla» описывают этот режим как «обладающий значительной степенью звуковой инерции». Можно с уверенностью сказать, что данное описание весьма удачное.

    При установке больших значений параметра обратной связи («Feedback») в данном режиме «звуковая инерция» станет особенно заметной. 

    Последующие режимы в основном являются модификациями предыдущих.

    Great Annihilator 

    Принцип работы данного режима очень схож с действием режима «Centaurus». 

    При этом есть у него и свои особенности. Неспроста же в название рассматриваемого режима включено слово «Great» (огромный).
     
    Всё дело в том, что главные отличительные черты данного режима – это продолжительная атака и предварительная задержка (pre-delay) в сочетании с очень длительной фазой затухания.

    Его можно с успехом использовать в очень небольших количествах, чтобы добавить «тонны» объема и пространства пэдам и другим пространственным звукам вашей композиции. 

    Andromeda 

    Действие данного режима похоже на принцип работы режима «Sagittarius». 

    Для «Andromeda» характерны медленная атака, продолжительная предварительная задержка (pre-delay) и крайне длительное время затухания сигнала.

    Lyra 

    «Lyra» выделяется на фоне других режимов сочетанием быстрого времени атаки, длительным затуханием обработанного звука и сверхнизкой плотностью эха вне зависимости от настроек параметра «Density».

    Эффект, создаваемый плагином «Valhalla Supermassive», в данном режиме нельзя отнести к реверберации. Режим «Lyra» скорее служит для создания обширного эха, которое красиво рассеивается. 

    А если установить большое значение параметра «Density», вы, скорее всего, получите эффект задержки (delay) вкупе с небольшой пластинчатой реверберацией (plate reverb).

    (Пластинчатая реверберация – это техника создания искусственного пространственного эффекта, который получают путем пропускания звукового сигнала через металлический лист. Звуковой эффект, издаваемый данным листом под воздействием звукового сигнала, записывается на микрофон.)

    Экспериментируя с настройками параметров модуляции (регуляторы «Mod rate» и «Mod depth»), вы легко можете добавить красок звучанию эффектов, которые в противном случае звучат в рассматриваемом режиме довольно чисто и прозрачно.

    Capricorn

    Данный режим по принипу действия схож с режимом «Lyra». Иными словами, он не предназначен для создания таких эффектов как реверберация или задержка. 

    Звуковой эффект, создаваемый алгоритмом «Capricorn», характеризуется быстрой атакой, продолжительным затуханием и средней плотностью эха.

    С его помощью вы можете получить эффект насыщенного хоруса (chorus).

    Large Magellanic Cloud
     

    Работу данного режима можно описать как создание эффекта удлинения задержанных копий изначального сигнала. 
     
    Данный эффект может переходить в эффект циклического воспроизведения задержанных копий исходного звука или довольно густую реверберацию по мере увеличения значения плотности эха с помощью регулятора «Density». При небольших значениях плотности реверберация получится легкой. 

    В рассматриваемом режиме обработанный сигнал звучит как нечто среднее между эффектами, создаваемыми в режимах «Centaurus» и «Lyra».

    Triangulum

    Этот режим отлично подходит для использования плагина «Valhalla Supermassive» в качестве эффекта дилей (delay).

    Благо, использование имеющихся в плагине регуляторов, дает вам полный контроль над копиями задержанного сигнала и общим временем затухания обработанного звука. 

    Когда вы увеличиваете значение плотности регулятором «Density» в режиме «Triangulum», промежутки между задержанными копиями изначального сигнала заполняются эхом, характеризующимся коротким затуханием и высокой плотностью эха («density»), что в результате создает эффект обширной реверберации, которая воспринимается как облако из миллиона задержек.
     
    Звучит очень круто!

    Cirrus Major и Cirrus Minor

    Рассматриваемые режимы позволяют создавать эффекты реверберации/задержки. Увеличивая значения регулятора «Warp» при работе в данном режиме, создаваемые эффекты будут менять звучание от легкого к более насыщенному. 

    В звуке, обработанном в данном режиме, ощущается атмосфера ретро 80-х годов. С помощью «Cirrus Major» и «Cirrus Minor» вы можете воссоздать звучание винтажных синтезаторов и гитарные тембры той эпохи.

    В композициях, создаваемых в современных направлениях и стилях, эффекты, генерируемые в рассматриваемом режиме, также будут звучать уместно и сделают звучание обработанных инструментов более отчетливым.

    Leo
     
    По словам разработчиков, Leo – это самый «супермассивный» из всех режимов плагина «Valhalla Supermassive». Звук, обработанный плагином в данном режиме, имеет медленную атаку и высокую плотность эха.

    Продолжительность фазы затухания сигнала регулируется
    «крутилками» «Density» и «Feedback» и варьируется от длительной до очень длительной.

    В данном режиме при обработке звука используется чередование фильтров низких и высоких частот. Это означает, что звук фазы затухания сигнала можно сделать визгливым и пронзительным, легким и бархатистым или идеально сбалансированным. 

    Это режим идеален для создания эффекта огромного пространства с длительной реверберацией, а также для обработки синтезаторных звуков. 

    Virgo

    Данный режим позволяет получить на выходе плагина легкое разреженное звучание. Он характеризуется быстрой атакой и создает эффект стерео-дилей до тех пор, пока вы не измените положение регулятора «Density». 
     
    При увеличении значений параметра «Density» эффект задержки начнет превращаться в легкое разреженное эхо.
     
    Scorpio 

    Этот режим во многом схож с режимом «Gemini». Для него характерна быстрая атака, быстрое нарастание плотности эха, словом, всё, что свойственно традиционной реверберации. 

    Однако есть между ними и различие. Например, в цепочке обработки звука плагином «Supermassive» в рассматриваемом режиме фильтры низких и высоких частот включаются в блок «Feedback». (В режиме «Gemini» данные фильтры не включены в вышеупомянутый блок).

    Благодаря включению фильтров в блок «Feedback» в режиме «Scorpio» можно получить звук с широким стереополем. 

    Реалистичность реверберации в данном режиме достигается за счет медленного затухания высоких частот. 

    С помощью регулятора «EQ Low Cut» в данном режиме вы можете удалить гул из фазы затухания реверберации.

    Libra 

    Перед вами один из лучших режимов для создания насыщенной реверберации с естественным затуханием. 

    Если выставить регуляторы «Warp» и «Density» в положение «0», то плагин «Supermassive» создаст эффект задержки (delay). 

    Но по мере увеличения значения параметра «Warp», плагин тут же начнет моделировать эффект реверберации.

    Увеличивая значения параметра «Density», вы сможете сгладить атаку и затухание реверберации.

    Aquarius

    Режим «Aquarium» может похвастаться тем, что имеет 8 задержанных копий исходного сигнала в сети обратной связи задержек и 2 задержанные копии изначального звука в выходном сигнале плагина, причем, одна копия задержанного сигнала подается в правый канал, а другая – в левый. 
     
    Продолжительность обеих копий задержанного сигнала одинакова (независимо от настроек параметра «Warp»).

    При низких значениях параметра «Density» в режиме «Aquarius» вы получите заметные эффекты эха и дилея.

    А если выставить регуляторы «Warp» и «Depth» в положение «0» и увеличить плотность эха регулятором «Density», то вы подвергнете обрабатываемый сигнал гребенчатой фильтрации, которая возникнет благодаря наличию большого количества копий задержанного сигнала в общей цепочке обратной связи. 

    Гребенчатая фильтрация, проявляющаяся во взаимном гашении обертонов в разных частях частотного спектра, может привести к появлению интересных звуковых эффектов.
     
    Pisces

    Режим «Pisces» – это более плотная версия режима «Aquarius».

    При увеличении значений параметра «Density» вы получите эффект быстрого наращивания плотности и насыщенности реверберации.

    Orion & Cassiopea 

    При нулевых настройках регулятора «Density», эффект, создаваемый обоими рассматриваемыми режимами, характеризуется довольно легкой, разреженной реверберацией с короткой фазой затухания.
     
    При увеличении значений параметра «Density» реверберация становится более плотной, а фаза ее затухания – более длительной (вне зависимости от настроек регулятора «Feedback»).

    В целом, в режиме «Cassiopea» создаются более короткие затухания и менее плотная реверберация по сравнению с затуханием и реверберацией в режиме «Orion».

    Если установить регулятором «Warp» значение «0», а также настроить довольно высокие значения параметров «Density» и «Feedback», то вы услышите заметную пульсацию обработанного звука. 

    А если в режиме «Orion» установить те же настройки, которые указаны выше для режима «Cassiopea», то можно получить насыщенную реверберацию длительностью более нескольких минут. 

    Очевидно, что «Orion» и «Cassiopea» нельзя отнести к традиционным ревербераторам. Данные режимы, скорее, стоит использовать для экспериментирования со звуком. 
     
    На этом наш обзор плагина «Valhalla Supermassive» подходит к концу. Надеюсь, что данная статья оказалась вам полезной, и отныне вы успешно будете применять данный плагин в своем творчестве для создания эффектов задержки, эха и реверберации.   

    Отправить комментарий

    0 Комментарии