Многие музыканты переключаются на моно-режим воспроизведения аудиосигнала при сведении своих музыкальных композиций. Однако сведение в моно имеет как преимущества, так и недостатки.
Давайте о них и поговорим. А еще рассмотрим, как происходит конвертирование стереосигнала в моно-звук.
Что такое стерео-сигнал?
Стерео – это наиболее привычный для современного слушателя формат воспроизведения музыки. В стерео сигнале у нас присутствует левый и правый канал, каждый из которых воспроизводится через отдельный громкоговоритель аудиосистемы, наушников или студийных мониторов.
Стерео-формат воспроизведения позволяет сделать воспринимаемые слушателем звук более широким, создавая ощущение, будто источники некоторых звуков находятся справа, некоторых – слева, а некоторых – посередине, прямо напротив слушателя.
Ощущение того, что источник звука находится прямо перед вами, вызывается тем, что звуковые волны, воспроизводимые левым и правым каналом, идентичны либо имеют лишь небольшие различия.
Именно так воспринимается, например, звучание бас-барабана (kick) и рабочего барабана (snare) в большинстве современных композиций. Они всегда находятся в центре «звуковой картины».
Ощущение отклонения источника звука от центра «звуковой картины» может возникнуть тогда, когда звук, издаваемый каким-либо инструментом, панорамирован в один из каналов (правый или левый), в результате чего громкость звучания данного инструмента в одном канале превышает громкость звучания этого же инструмента в другом канале, либо звучание инструмента присутствует лишь в одном из каналов.
Ощущение широкого, объёмного звука, который как бы исходит со всех сторон, можно добиться путем внесения определенных спектральных и фазовых изменений в идентичные звуковые волны, воспроизводимые левым и правым каналом.
Улавливая разницу между звучанием левого и правого канала, но при этом, воспринимая сигналы из обоих каналов как единое целое из-за сходства воспроизводимых ими звуковых волн, слух приписывает сигналы из этих каналов к одному широкому источнику.
Как происходит конвертирование из стерео- в моно-формат?
Создание моно-сигнала заключается в наложении звуковых волн, издаваемых правым и левым каналом, в результате чего появляется одна суммированная звуковая волна, воспроизводимая через один единственный канал.
При этом плагин, который конвертирует стереосигнал в моно, разделяет громкость данной суммированной волны надвое, чтобы нивелировать удвоение громкости, возникающее при наложении двух похожих волн из правого и левого каналов.
Как вы понимаете, никакого ощущения широты звучания либо отклонения источника звука от центра в случае с моно-сигналом ожидать не приходится: при воспроизведении моно-сигнала воспринимаемый источник звука будет находиться прямо перед вами.
Переключение со стерео-режима воспроизведения на моно-режим во время сведения создаваемой композиции – это прием, который часто используется музыкантами и звукорежиссерами.
Преимущества и недостатки сведения в моно-режиме
Давайте поговорим о плюсах и минусах работы над композицией в моно-формате.
Преимущества:
1) Возможность оценить соотношение громкости инструментов микса
При сведении в моно-режиме звукорежиссеру значительно легче сопоставить уровни громкости инструментов, из которых состоит микс.
Например, воспринимаемая громкость инструмента, обработанного эффектами, которые придают объем звуку, такими как «stereo enhancer» или «phaser», в стерео-формате воспроизведения может оказаться ниже, чем реальный уровень сигнала данного инструмента.
При переключении в моно-режим данную проблему можно будет легко обнаружить.
2) Возможность обнаружить частотную маскировку
При сведении композиции в моно-режиме вам гораздо легче будет услышать инструменты, которые заслоняют собой звучание других инструментов микса, а также понять, в какой конкретно части частотного спектра происходит наложение одного инструмента на другой.
Поиск частотных «нахлестов» между инструментами окажется наиболее актуальным в случае, если в вашей композиции есть несколько инструментов с похожими тембрами, но при этом панорамированных в разные каналы.
В подобной ситуации при воспроизведении микса в стерео-формате частотные конфликты можно и не заметить, а вот при прослушивании в моно-режиме вы их обязательно услышите.
3) Возможность обнаружить проблемы с полярностью и фазой
Сведение в моно отлично помогает решить проблемы с полярностью и фазой.
Если в вашей композиции есть места, в которых одновременно звучат, например, бас-барабан (kick) и бас (bass), то вам крайне необходимо убедиться в том, что аудиосигналы, воспроизводящие звучание обоих инструментов, будут толкать диффузоры динамиков вашей аудиосистемы синхронно.
Если же с полярностью аудиосигналов будет что-то не так, или если сигналы окажутся в противофазе, т.е. в ситуации, когда, например, сигнал бас-барабана будет толкать диффузор динамика вперед, а сигнал баса в тот же самый момент будет возвращать его назад, то переключение в моно-режим поможет вам быстро обнаружить данные проблемы.
4) Развитие способностей слуха
Прослушивание музыкального материала в моно-режиме позволяет вам сузить фокусировку вашего внимания и взглянуть на ваш музыкальный материал с конкретного ракурса.
Вы как бы «отсекаете» и убираете из поля своего внимания всё, что в данный момент является лишним и отвлекающим (панорама, эффекты и т.д.) и фокусируетесь на отдельных аспектах звукового сигнала (громкость, спектр, фаза и полярность).
Благодаря этому вы оттачиваете навыки профессионального слушателя, которые так необходимы саунд-продюсеру, музыканту и звукорежиссеру.
Недостатки:
1) Отвыкание от стерео-звука и возникновение иллюзий при возвращении к нему
Проведя продолжительное время за сведением композиции в моно-режиме, а затем, вновь переключившись на стерео-формат воспроизведения, у вас может создаться впечатление, что ваш трек звучит гораздо лучше, чем это есть на самом деле.
Такое ошибочное впечатление возникает на фоне замечаемого вами контраста между плоским, приглушенным и обедненным на средние и верхние частоты моно-звучанием, и ярким, объемным, спектрально богатым стерео-звучанием.
Ощущение, которое возникает у человека, когда он переключается с моно- на стерео звучание, можно сравнить с ощущением, которое появится у вас, если вы добавите на мастер-секцию микшера фильтр низких частот, прослушаете отфильтрованный микс в течение некоторого времени, а затем отключите фильтр и снова прослушаете ваш трек без обработки фильтром.
Внезапное появление объемности звучания и богатства тембра, которых вы были лишены во время прослушивания отфильтрованного звука, могут ввести вас в состояние эйфории, и вы можете перестать замечать недостатки в звучании вашей композиции.
Таким образом, если вы используете моно-формат при сведении, не забывайте как можно чаще переключаться в стерео-режим, чтобы не отвыкать от его звучания и избежать ложных иллюзий, вызываемых контрастностью звучания стерео-сигнала после долгой работы с моно-звуком.
2) Неоправданно низкая громкость моно-сигнала
Как мы уже говорили в начале статьи, при конвертировании стерео-сигнала в моно-сигнал происходит суммирование сигналов правого и левого каналов и разделение громкости получившегося суммированного сигнала надвое, чтобы компенсировать удвоение громкости, вызванное наложением очень похожих сигналов из двух каналов стерео-сигнала.
Однако на самом деле удвоение громкости при суммировании вышеупомянутых сигналов произойдет лишь в том случае, если уровень громкости в обоих каналах стереосигнала будет одинаков, т.е. если стерео-звук не будет сильно панорамирован в один из каналов.
Если же сигнал будет сильно панорамирован в один из каналов, т.е., например, в левом канале уровень сигнала будет высокий, а в правом канале сигнал будет почти отсутствовать, то при конвертировании в моно-формат в разделении громкости получившегося моно-сигнала надвое не будет никакой необходимости.
Однако плагин, который будет осуществлять переключение в моно-формат всё равно уменьшит громкость результирующего моно-сигнала.
Этот момент необходимо учитывать при сведении в моно.
Если воспроизведение в моно-режиме нужно вам для того, чтобы оценить реальное соотношение громкости инструментов микса, и при этом в вашей композиции присутствуют инструменты, сигналы которых сильно панорамированы в один из каналов, то попробуйте использовать следующий приём:
- снимите ваши наушники для сведения и положите их на стол;
- включите воспроизведение вашего микса;
- уменьшите громкость воспроизведения до минимума;
- при таком воспроизведении вы уже не будете слышать звук в стерео-формате и при этом сможете соотнести реальную громкость инструментов микса: слишком громкие инструменты явно начнут выделяться и затмевать собой другие инструменты, а слишком тихие инструменты перестанут звучать вовсе.
Вот, в принципе, и всё, что я хотел рассказать вам о преимуществах и недостатках сведения композиции в моно-режиме.
0 Комментарии