Преимущества и недостатки сведения композиции в моно-режиме

Изображение с названием статьи
Многие музыканты переключаются на моно-режим воспроизведения аудиосигнала при сведении своих музыкальных композиций. Однако сведение в моно имеет как преимущества, так и недостатки.
 
Давайте о них и поговорим. А еще рассмотрим, как происходит конвертирование стереосигнала в моно-звук.
 
 
 

    Что такое стерео-сигнал?

     
    Стерео – это наиболее привычный для современного слушателя формат воспроизведения музыки. В стерео сигнале у нас присутствует левый и правый канал, каждый из которых воспроизводится через отдельный громкоговоритель аудиосистемы, наушников или студийных мониторов. 
     
    Стерео-формат воспроизведения позволяет сделать воспринимаемые слушателем звук более широким, создавая ощущение, будто источники некоторых звуков находятся справа, некоторых – слева, а некоторых – посередине, прямо напротив слушателя. 
     
    Ощущение того, что источник звука находится прямо перед вами, вызывается тем, что звуковые волны, воспроизводимые левым и правым каналом, идентичны либо имеют лишь небольшие различия.
     
    Именно так воспринимается, например, звучание бас-барабана (kick) и рабочего барабана (snare) в большинстве современных композиций. Они всегда находятся в центре «звуковой картины».

    Ощущение отклонения источника звука от центра «звуковой картины» может возникнуть тогда, когда звук, издаваемый каким-либо инструментом, панорамирован в один из каналов (правый или левый), в результате чего громкость звучания данного инструмента в одном канале превышает громкость звучания этого же инструмента в другом канале, либо звучание инструмента присутствует лишь в одном из каналов.
     
    Ощущение широкого, объёмного звука, который как бы исходит со всех сторон, можно добиться путем внесения определенных спектральных и фазовых изменений в идентичные звуковые волны, воспроизводимые левым и правым каналом. 
     
    Улавливая разницу между звучанием левого и правого канала, но при этом, воспринимая сигналы из обоих каналов как единое целое из-за сходства воспроизводимых ими звуковых волн, слух приписывает сигналы из этих каналов к одному широкому источнику.

    Как происходит конвертирование из стерео- в моно-формат?

     
    Создание моно-сигнала заключается в наложении звуковых волн, издаваемых правым и левым каналом, в результате чего появляется одна суммированная звуковая волна, воспроизводимая через один единственный канал. 
     
    При этом плагин, который конвертирует стереосигнал в моно, разделяет громкость данной суммированной волны надвое, чтобы нивелировать удвоение громкости, возникающее при наложении двух похожих волн из правого и левого каналов.

    Как вы понимаете, никакого ощущения широты звучания либо отклонения источника звука от центра в случае с моно-сигналом ожидать не приходится: при воспроизведении моно-сигнала воспринимаемый источник звука будет находиться прямо перед вами.
     
    Переключение со стерео-режима воспроизведения на моно-режим во время сведения создаваемой композиции – это прием, который часто используется музыкантами и звукорежиссерами. 
     

    Преимущества и недостатки сведения в моно-режиме 

     
    Давайте поговорим о плюсах и минусах работы над композицией в моно-формате.
     
    Преимущества:
     
    1) Возможность оценить соотношение громкости инструментов микса
     
    При сведении в моно-режиме звукорежиссеру значительно легче сопоставить уровни громкости инструментов, из которых состоит микс.

    Например, воспринимаемая громкость инструмента, обработанного эффектами, которые придают объем звуку, такими как «stereo enhancer» или «phaser», в стерео-формате воспроизведения может оказаться ниже, чем реальный уровень сигнала данного инструмента.

    При переключении в моно-режим данную проблему можно будет легко обнаружить.
     
    2) Возможность обнаружить частотную маскировку 
     
    При сведении композиции в моно-режиме вам гораздо легче будет услышать инструменты, которые заслоняют собой звучание других инструментов микса, а также понять, в какой конкретно части частотного спектра происходит наложение одного инструмента на другой.
     
    Поиск частотных «нахлестов» между инструментами окажется наиболее актуальным в случае, если в вашей композиции есть несколько инструментов с похожими тембрами, но при этом панорамированных в разные каналы. 
     
    В подобной ситуации при воспроизведении микса в стерео-формате частотные конфликты можно и не заметить, а вот при прослушивании в моно-режиме вы их обязательно услышите.

    3) Возможность обнаружить проблемы с полярностью и фазой
     
    Сведение в моно отлично помогает решить проблемы с полярностью и фазой. 
     
    Если в вашей композиции есть места, в которых одновременно звучат, например, бас-барабан (kick) и бас (bass), то вам крайне необходимо убедиться в том, что аудиосигналы, воспроизводящие звучание обоих инструментов, будут толкать диффузоры динамиков вашей аудиосистемы синхронно. 
     
    Если же с полярностью аудиосигналов будет что-то не так, или если сигналы окажутся в противофазе, т.е. в ситуации, когда, например, сигнал бас-барабана будет толкать диффузор динамика вперед, а сигнал баса в тот же самый момент будет возвращать его назад, то переключение в моно-режим поможет вам быстро обнаружить данные проблемы. 
     
    4) Развитие способностей слуха 
     
    Прослушивание музыкального материала в моно-режиме позволяет вам сузить фокусировку вашего внимания и взглянуть на ваш музыкальный материал с конкретного ракурса. 
     
    Вы как бы «отсекаете» и убираете из поля своего внимания всё, что в данный момент является лишним и отвлекающим (панорама, эффекты и т.д.) и фокусируетесь на отдельных аспектах звукового сигнала (громкость, спектр, фаза и полярность).

    Благодаря этому вы оттачиваете навыки профессионального слушателя, которые так необходимы саунд-продюсеру, музыканту и звукорежиссеру. 
     
    Недостатки:
     
    1) Отвыкание от стерео-звука и возникновение иллюзий при возвращении к нему
     
    Проведя продолжительное время за сведением композиции в моно-режиме, а затем, вновь переключившись на стерео-формат воспроизведения, у вас может создаться впечатление, что ваш трек звучит гораздо лучше, чем это есть на самом деле.

    Такое ошибочное впечатление возникает на фоне замечаемого вами контраста между плоским, приглушенным и обедненным на средние и верхние частоты моно-звучанием, и ярким, объемным, спектрально богатым стерео-звучанием. 
     
    Ощущение, которое возникает у человека, когда он переключается с моно- на стерео звучание, можно сравнить с ощущением, которое появится у вас, если вы добавите на мастер-секцию микшера фильтр низких частот, прослушаете отфильтрованный микс в течение некоторого времени, а затем отключите фильтр и снова прослушаете ваш трек без обработки фильтром.
     
    Внезапное появление объемности звучания и богатства тембра, которых вы были лишены во время прослушивания отфильтрованного звука, могут ввести вас в состояние эйфории, и вы можете перестать замечать недостатки в звучании вашей композиции.
     
    Таким образом, если вы используете моно-формат при сведении, не забывайте как можно чаще переключаться в стерео-режим, чтобы не отвыкать от его звучания и избежать ложных иллюзий, вызываемых контрастностью звучания стерео-сигнала после долгой работы с моно-звуком. 
     
    2) Неоправданно низкая громкость моно-сигнала
     
    Как мы уже говорили в начале статьи, при конвертировании стерео-сигнала в моно-сигнал происходит суммирование сигналов правого и левого каналов и разделение громкости получившегося суммированного сигнала надвое, чтобы компенсировать удвоение громкости, вызванное наложением очень похожих сигналов из двух каналов стерео-сигнала.
     
    Однако на самом деле удвоение громкости при суммировании вышеупомянутых сигналов произойдет лишь в том случае, если уровень громкости в обоих каналах стереосигнала будет одинаков, т.е. если стерео-звук не будет сильно панорамирован в один из каналов.
     
    Если же сигнал будет сильно панорамирован в один из каналов, т.е., например, в левом канале уровень сигнала будет высокий, а в правом канале сигнал будет почти отсутствовать, то при конвертировании в моно-формат в разделении громкости получившегося моно-сигнала надвое не будет никакой необходимости.
     
    Однако плагин, который будет осуществлять переключение в моно-формат всё равно уменьшит громкость результирующего моно-сигнала.
     
    Этот момент необходимо учитывать при сведении в моно.

    Если воспроизведение в моно-режиме нужно вам для того, чтобы оценить реальное соотношение громкости инструментов микса, и при этом в вашей композиции присутствуют инструменты, сигналы которых сильно панорамированы в один из каналов, то попробуйте использовать следующий приём:
     
    • снимите ваши наушники для сведения и положите их на стол;
    • включите воспроизведение вашего микса;
    • уменьшите громкость воспроизведения до минимума;
    • при таком воспроизведении вы уже не будете слышать звук в стерео-формате и при этом сможете соотнести реальную громкость инструментов микса: слишком громкие инструменты явно начнут выделяться и затмевать собой другие инструменты, а слишком тихие инструменты перестанут звучать вовсе.

    Вот, в принципе, и всё, что я хотел рассказать вам о преимуществах и недостатках сведения композиции в моно-режиме.

    Отправить комментарий

    0 Комментарии