воскресенье, 8 декабря 2024 г.

Как получить качественный моно-совместимый суб-бас в FL Studio?

Изображение с названием статьи

Пожалуй, каждый музыкант, занимающийся написанием электронной музыки, стремится к тому, чтобы его треки звучали одинаково качественно как в наушниках, так и при проигрывании через профессиональные акустические системы; как на улице, так и в помещении.

 

Однако часто случается так, что низкие частоты звучат прекрасно в акустических условиях вашей студии, но при этом тускнеют и теряют свою энергию при их воспроизведении, например, в клубе.

 

Нередко, данная проблема возникает из-за того, что саунд-продюсер не контролировал «поведение» суб-басового спектра в моно-режиме при создании своей композиции. 

 

В этой статье мы познакомимся с аргументами в пользу необходимости для музыканта контролировать корректность звучания низких частот басовых инструментов при их воспроизведении в моно-формате.

 

Кроме того, мы расскажем, как можно конвертировать «низы» ваших инструментов из стерео- в моно-формат или создать качественную монофоническую суб-басовую составляющую басового сигнала самостоятельно в программе «FL Studio».

 

Что такое суб-бас?

 

Суб-бас (или саб-бас) – это звуковой диапазон, который простирается от самых низких частот, которые может уловить человеческий слух (около 16-20 Гц), до частоты, равной, примерно, 80 Гц. 

 

Диапазон, следующий по высоте за суб-басом, называется басом. Бас занимает часть спектра, расположенную в пределах от 80 до 250 Гц.

 

Звуки, издаваемые практически всеми басовыми инструментами, будь-то акустическими или электронными, содержат в себе суб-басовую составляющую.

 

Почему важно удостовериться, что суб-басовый диапазон вашего микса хорошо звучит в моно и не содержит много стерео-информации?

 

Для опытных музыкантов не секрет, что контролировать звучание «низов» в моно необходимо еще на ранних этапах создания музыкальной композиции, особенно если речь идет об электронной танцевальной музыке, предназначенной для клубов.

 

Всё дело в том, что басы представляют собой основу (фундамент) композиции, написанной в жанре EMD. Низкие частоты заключают в себе энергию всего вашего трека, поэтому они должны быть максимально плотными и пробивными.

 

Что может сделать басы слабыми и разреженными при их проигрывании с помощью звуковоспроизводящих систем, применяемых в клубах?

 

Ослабить низы может обработка инструментов вашего трека эффектами расширения стерео-базы, такими как хорус, флэнджер, эффект Хааса и т. д. 

 

Несмотря на то, что эти эффекты прекрасно справляются с обогащением звучания верхних частот, они зачастую оказывают негативное влияние на низкие частоты.

 

Почему так происходит?

 

Дело в том, что если эффект расширения стерео-базы рассинхронизирует фазу сигналов левого и правого каналов, а плагины, с помощью которых вы создаете данный эффект, не предоставляют возможности для управления диапазоном частот, который должен подвергнуться обработке данным эффектом, то вы можете столкнуться с проблемой подавления фазы в суб-басовой части спектра при воспроизведении сигнала в обоих каналах (в стерео-режиме).

 

Еще одна проблема кроется в том, что многие усилители мощности звука, используемые в клубах, конвертируют низкие частоты стерео-сигнала в моно-формат. 

 

И если в низкочастотной составляющей вашего трека присутствует несоответствие фаз левого и правого каналов, то звучание суб-басов при проигрывании на данной аппаратуре станет вялым и тихим. 

 

И даже если стерео-система, которой оборудована танцплощадка, воспроизводит низы в стерео-режиме, то далеко не все присутствующие смогут оценить низкие частоты вашего трека. 

 

Всё дело в том, что люди располагаются в разных частях танцпола.

 

Большинство из них стоят рядом с одним из динамиков, и соответственно, слышат звук, исходящий только от него. И лишь небольшое число слушателей находятся прямо в середине зала, и могут наслаждаться полноценным стерео звучанием.

 

Таким образом, контролируя суб-басы уже в самом начале работы над своим произведением, вы гарантируете, что ваш трек сполна проявит заложенную в него энергию и порадует роскошными «низами» всех присутствующих на танцполе, независимо от места их расположения в помещении.

 

Вот почему вам нужно уже на начальной стадии написания музыкального шедевра создавать мощные и энергичные «низы» в моно-формате, независимо от того, будут ли они прослушиваться в стерео-режиме (в идеальном положении), конвертироваться в моно звуковоспроизводящим оборудованием и/или будут прослушиваться только через один из стерео-динамиков.

 

И для того, чтобы создать пробивные суб-басы, не содержащие лишней стерео-информации, вам для начала нужно увидеть, присутствует ли она в звуковом сигнале, и если да, то в каком количестве. 

 

С этой задачей нам поможет справиться специальный инструмент, о котором пойдет речь ниже. 

 

Инструменты анализа стерео-поля 

 

Чтобы следить за тем, как аудиосигнал распространяется в стерео-поле, нам нужно загрузить какой-нибудь инструмент анализа стерео на мастер-шину нашей DAW (в нашем случае на мастер-секцию программы «FL Studio»). 

 

Мы используем для этой цели анализатор ширины стерео-базы «MStereoScope». Его можно бесплатно скачать на сайте производителя, компании «MeldaProduction». 

 

Вы же можете применить любой другой похожий инструмент. 

 

Считывать показания анализатора довольно просто: чем шире стерео-распространение аудиосигнала, тем дальше от вертикальной оси “разбредаются” многочисленные черные точки, каждая из которых является визуальным воплощением одного из составных элементов звукового сигнала.

 

Иллюстрация работы анализатора ширины стерео-базы MStereoScope
Широкое распространение «рисунка» – много стерео-информации в звуке

А в том случае, если сигналы левого и правого каналов идентичны, т.е. во время звучания монофонического сигнала, черные точки выстаиваются вдоль вертикальной оси, формируя почти ровную линию.

 

Итак, в качестве примера давайте загрузим семпл бас-барабана (kick) в стойку инструментов «Channel rack» и направим его сигнал на мастер-секцию микшера. 

 

Изображение стерео-распространения звука бас-барабана в окне анализатора ширины стерео-базы
Распространения сигнала бас-барабана в стерео-поле

 

Как вы можете видеть на изображении в окне анализатора ширины стерео-базы, бочка слегка “размазана” по стерео-полю, скорее всего, в области высоких частот. Таким образом, мы можем сделать вывод, что звук данного бас-барабана – это не совсем монофонический сигнал.

 

Конечно, мы можем очень быстро преобразовать звучание бочки в моно с помощью встроенных инструментов «FL Studio», поскольку в микшере данной программы есть регулятор «Stereo Separation», который вы можете использовать для объединения сигналов левого и правого каналов. 

 

Повернув ручку «Stereo Separation» до упора вправо, вы суммируете сигналы левого и правого каналов из стерео в моно-формат. 

 

Изображение регулятора Stereo separation в канале микшера FL Studio
Регулятор «Stereo Separation» в положении «100% merged» преобразует сигнал в моно

Теперь при воспроизведении бочки в окне анализатора стерео-поля мы увидим, что рисунок звучания бас-барабана превратился в прямую вертикальную линию, показывая нам, что перед нами звук в моно-формате. 

 

Изображение стерео-распространения звука бас-барабана в окне анализатора после преобразования звука бочки в моно
Распространение в стерео-поле сигнала бас-барабана после его преобразования в моно-формат

 

Проблема заключается в том, что вышеописанным способом мы преобразовали весь частотный спектр в моно-режим звучания. 

 

Но ведь для сохранения красоты и объема в звучании басов нам нужно конвертировать в моно только самые низкие частоты (суб-бас), сохранив стереозвучание баса, средних и верхних частот. 

 

Как нам выполнить такую задачу? Сейчас мы об этом и расскажем.

 

Как преобразовать суб-басовый диапазон сигнала в моно-формат в программе «FL Studio»?

 

Чтобы преобразовать в моно-формат лишь самую нижнюю часть спектра, вы можете использовать, например, платный эквалайзер «Fabfilter Pro Q» с возможностью обработки средних/боковых полос частот. 

 

В данном эквалайзере имеется специальный фильтр, с помощью которого можно отфильтровать всю стерео-информацию из области низких частот.

 

Бесплатной альтернативой вышеупомянутому методу является использование штатного многополосного компрессора программы «FL Studio» под названием «Maximus». 

 

Чтобы преобразовать суб-басовую составляющую звукового сигнала в моно с помощью «Maximus», проделайте следующие действия:

 

1. Отключите функцию компрессии. 

 

Загрузите «Maximus» в тот канал микшера, на который направлен сигнал от вашего бас-барабана, и отключите компрессию для всех полос (включая «Master»), поскольку в данном случае мы не собираемся использовать «Maximus» для компрессии сигнала. 

 

Итак, откройте последовательно вкладки «Low», «Mid», «High» и «Master» и активируйте в них кнопки «Comp off».

Иллюстрация отключения функции компрессии в многополосном компрессоре Maximus
Отключаем компрессию во вкладках «Low», «Mid», «High» и «Master»

 

Теперь мы можем использовать данный компрессор исключительно для управления шириной стерео-базы звука в нижнем диапазоне частот.

 

2. Преобразуйте басы в моно-формат.

 

Нажмите на вкладку «Low» (нижний диапазон) и поверните регулятор «Stereo Separation» до упора вправо, т.е. в значение «100% merged».

 

Иллюстрация настройки регулятора Stereo separation для низких частот в плагине Maximus
Регулятор Stereo Separation в крайнем правом положении

 

В результате данного действия вы конвертируете в моно ту область низких частот, которую мы зададим далее.

 

3. Предотвратите задержку при обработке сигнала плагином.

 

Кроме того, не лишним будет установить регулятор «Look-ahead (LMH Del)» в значение ноль миллисекунд, чтобы избежать задержки в передаче данных между процессором и памятью. 

 

Иллюстрация настройки регулятора Lookahead delay в плагине Maximus
Отключаем задержку обработки сигнала плагином

 

Функция «Look-ahead» нужна только в том случае, когда вы используете «Maximus» в качестве компрессора или лимитера. Для выполнения наших задач она не потребуется.

 

4. Установите диапазон частот, которые будут преобразованы в моно.

 

Откройте вкладку «Bands» (отображение полос), чтобы увидеть, к какому диапазону частот будут применены настройки, уже заданные нами во вкладке «Low». 

 

Для регулирования данного диапазона используйте ручку «Low», расположенную под вкладкой «Bands». 

 

Иллюстрация настройки диапазона, относящегося к низким частотам в плагине Maximus
Устанавливаем частотный диапазон полосы Low

 

Если установить данный регулятор в значение, например, 80 Гц, то звук в диапазоне от 0 до 80 Гц будет преобразован в моно-формат. При этом стерео-информация, содержащаяся в диапазоне от 80 Гц и выше, останется нетронутой.

 

Как убедиться, что суб-басы в семплах и готовых пресетах VST-инструментов звучат в моно?

 

Многие музыканты, создающие электронную музыку, применяют в своем творчестве готовые басовые пресеты, предустановленные разработчиками в различных VST-синтезаторах, а также басовые семплы из популярных библиотек семплов.

 

Учитывая, что подобные звуки были созданы и записаны не вами, вы не можете быть на 100% уверены, что низкочастотная составляющая сигналов, которые вы слышите при воспроизведении данных пресетов и семплов, является монофонической.

 

Как же нам в данном случае проверить суб-басовую часть сигнала на корректное воспроизведение в моно-формате? 

 

Для выполнения данной процедуры проделайте следующие действия:

 

1. Добавьте уже знакомый ваш плагин «Maximus» в тот же канал микшера, на который направлен сигнал от VST-синтезатора или семплера.

 

2. Используйте те же настройки, о которых мы говорили в предыдущем разделе статьи: отключите компрессию для всех полос, преобразуйте нижнюю полосу в моно и установите значение частоты среза нижней полосы на отметку 80 Гц, оставляя стерео-распространение в верхних частотах нетронутым.

 

3. Отключите звучание частот, расположенных выше 80 Гц. Для этого зайдите во вкладки «Mid» и «High» и активируйте в них кнопки «Muted».

 

Иллюстрация отключения звучания средних и высоких частот в плагине Maximus
Отключение звучания полос «Mid» и «High»

 

Теперь мы можем услышать суб-басовую составляющую воспроизводимого пресета или семпла в моно-режиме, чтобы проверить корректность звучания «низов» в данном формате.

 

Для проигрывания «низов» того же пресета в стерео-формате, нужно просто установить значение регулятора «Stereo separation» во вкладе «Low» в значение «0».

Иллюстрация настройки регулятора Stereo Separation для вкладки low плагина Maximus в значение ноль
Регулятор «Stereo Separation» в значении «0»

 

Таким образом, воспроизводя суб-басовый диапазон частот в стерео-режиме, и при этом наблюдая за окном анализатора ширины стерео-базы, мы можем проверить, содержится ли стерео-информация в самой нижней части спектра звукового сигнала, генерируемого пресетом VST-инструмента или семплера.

 

Как лучше проверять звучание низких частот в моно-режиме: на слух или визуально с помощью анализатора стерео-поля?

 

Хотя инструмент стерео-анализа помогает вам визуально увидеть ширину стерео-базы воспроизводимого звука, вам нужно позволить своим ушам стать окончательным судьей.

 

Когда вы слушаете низкочастотный диапазон изолированно в монофоническом режиме, всегда задавайте себе вопрос: кажется ли вам звучание вялым и не энергичным? Заметно ли падение в уровне громкости звука?

 

Если в вашем случае низкочастотный диапазон басового пресета содержит стерео-информацию, однако ее немного, и, по крайней мере, на ваш слух, суб-басы звучат вполне приемлемо при их конвертации в моно, то ваш конкретный пресет можно оставить без изменений.

 

Если же вы обнаружите, что ваши басовые пресеты содержат так много стерео-манипуляций, что при монофоническом воспроизведении низких частот время от времени происходит полное подавление фазы, то вам нужно предпринять меры, описанные ниже. 

 

Какие настройки VST-синтезатора нужно изменить, чтобы суб-басовые частоты генерируемого им сигнала корректно звучали в моно?

 

Если вам кажется, что низы используемого вами пресета звучат тускло в моно-режиме, то вам стоит изучить, как устроен ваш басовый патч. В зависимости от используемого вами VST-синтезатора, проверьте настройки следующих эффектов, влияющих на ширину стерео:

  • хорус,
  • фленджер,
  • фейзер,
  • и др.

Если синтезатор не предоставляет возможность отключить обработку звукового сигнала вышеперечисленными эффектами в нижнем диапазоне частот, попробуйте уменьшить воздействие параметров расширения стерео с помощью соответствующих регуляторов, пока низкие частоты не начнут звучать энергично и достаточно громко в моно-режиме.

 

Если вы так и не смогли определить, какой конкретно эффект ухудшает звучание нижних частот при проигрывании сигнала в моно или вам не удалось отрегулировать параметры расширения стерео без ущерба для объемности звучания остальной части звукового спектра, то вам стоит попробовать создать свой собственный суб-бас.

Как создать моно-совместимый суб-бас и при этом сохранить объёмное стерео-звучание средних и верхних частот баса?

 

Если вы хотите быть на 100% уверены, что самые нижние частоты вашего любимого басового пресета совместимы с моно-режимом воспроизведения, и при этом хотите сохранить стерео глубину, которую он имеет в более высоких частях звукового спектра, то вам следует просто отрезать все суб-басовые частоты от басового звука и заменить их чистым синусоидальный сигналом.

 

В «FL Studio» вы можете легко проделать данную процедуру, используя штатные VST-инструменты «3xOsc» и «Layer» плюс VST-синтезатор с приглянувшимся вам басовым пресетом. 

 

Для этого выполните следующие шаги:

 

1. Отрежьте суб-бас от звука басового пресета.

 

Направьте сигнал VST-синтезатора, в котором открыт ваш любимый басовый пресет, на пустую дорожку микшера и загрузите в этот канал микшера, например, штатный эквалайзер «Fruity Parametric EQ 2». 

 

Настройте эквалайзер таким образом, чтобы фильтр высоких частот срезал частоты ниже, скажем, 80 Гц.

 

Иллюстрация настройки фильтра высоких частот эквалайзера Parametric EQ 2 с частотой среза 80 Hz
Обрезаем частоты ниже 80 Гц

 

2. Сгенерируйте новый суб-бас. 

 

Загрузите в стойку инструментов «Channel rack» синтезатор «3xOsc» и убедитесь, что для осциллятора №1 выбран такой тип волны как синусоида.

 

Отключите осцилляторы №2 и №3, установив их регуляторы «Mix levels» в значение «0%». 

 

Для того чтобы осциллятор №1 генерировал достаточно низкий звук, установите регулятор «Coarse» (грубая настройка высоты звучания) в значение -24 полутона.

 

Иллюстрация настройки плагина 3x Osc для генерирования суб-баса

 

Далее перейдите во вкладку «Miscellaneous functions» (значок в виде гаечного ключа) плагина «3xOsc» и установите клавишу «C6» в качестве основной («Root key») на клавиатуре, расположенной в нижней части рассматриваемого окна. 

 

Чтобы сделать это, просто щелкните правой кнопкой мыши по нужной ноте на клавиатуре. После назначение клавиши «С6» в качестве основной, она окрасится в синий цвет. 

 

Иллюстрация установки основной клавиши (root key) в настройках плагина 3x Osc

 

Основную ноту мы меняем исходя из следующих соображений:

 

А) Назначая более высокую основную клавишу, чем та, которая установлена по умолчанию, вы получите нужную (более низкую) высоту звучания, нажимая на клавиши, расположенные в центральной части MIDI-клавиатуры, что очень удобно.

 

Поэтому теперь, когда вы нажмете клавишу «C5» (нота «до» второй октавы) на клавиатуре, вы услышите низкий звук с базовой частотой, равной, примерно, 65,41 Гц, что как раз подходит для саб-баса.


Б) Нам нужно добиться того, чтобы суб-бас, генерируемый «3xOsc», звучал достаточно низко по отношению к басовому звуку пресета, генерируемого вторым VST-синтезатором. (Кстати, для второго (басового) синтезатора иногда бывает необходимым также установить основную ноту в значение «С6», чтобы сделать его звучание более низким. Здесь всё зависит от того, как устроен пресет, который вы используете.)

 

Однако, если вы не собираетесь применять нижеописанный метод с использованием инструмента «Layer», просто оставьте настройки основной ноты (root key) для обоих синтезаторов нетронутыми, поскольку вы можете вручную нарисовать отпечатки клавиш в редакторе «Piano Roll» для каждого из синтезаторов и расположить их так низко или высоко, как вам нужно.

 

3. Объедините звучание басового пресета и нового суб-баса.

 

Добавьте в стойку инструментов «Channel rack» плагин «Layer» и установите каналы, на которые загружены оба синтезатора, в качестве дочерних. 

 

Для этого нажмите и клавишу «Shift» и, удерживая её, кликните по индикаторам, расположенным справа от названий каналов с синтезаторами в стойке «Channel rack». 

 

В результате вокруг индикаторов должны появиться светло-зеленые рамки.

 

Иллюстрация выбора двух синтезаторов в стойке Channel rack

 

Затем нажмите на кнопку «Set children» в секции «Layering» плагина «Layer».

 

Иллюстрация добавления двух синтезаторов в плагин Layer

 

Вот, в принципе, и всё. Теперь вы можете использовать канал «Layer» для игры на обоих синтезаторах, и ваш любимый басовый пресет будет обладать суб-басовой составляющей, которая на 100% корректно звучит в моно-формате.

 

Теперь вы знаете, как можно удостовериться, что суб-басовые частоты ваших инструментов правильно звучат в моно и какие действия нужно предпринять в случае, если в данной части спектра содержится много стерео-информации, которая может негативно сказаться на качестве звучания басовых инструментов в определенных условиях.

 

Обнаружив возможные проблемы при воспроизведении низких частот уже на ранней стадии создания композиции, вы сможете сразу же исправить их, что, в некоторых случаях, было бы очень сложно или невозможно сделать без полной переработки трека при обнаружении проблем на финальной стадии работы над композицией.

 

Читайте также: 

Как извлечь вокал или разделить аудиозапись на составные инструменты в «FL Studio»?

Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter Telegram Vkontakte
Рекомендуем ×
Как получить качественный моно-совместимый суб-бас в FL Studio?
4 5