Пожалуй, каждый музыкант, занимающийся написанием электронной музыки, стремится к тому, чтобы его треки звучали одинаково качественно как в наушниках, так и при проигрывании через профессиональные акустические системы; как на улице, так и в помещении.
Однако часто случается так, что низкие частоты звучат прекрасно в акустических условиях вашей студии, но при этом тускнеют и теряют свою энергию при их воспроизведении, например, в клубе.
Нередко, данная проблема возникает из-за того, что саунд-продюсер не контролировал «поведение» суб-басового спектра в моно-режиме при создании своей композиции.
В этой статье мы познакомимся с аргументами в пользу необходимости для музыканта контролировать корректность звучания низких частот басовых инструментов при их воспроизведении в моно-формате.
Кроме того, мы расскажем, как можно конвертировать «низы» ваших инструментов из стерео- в моно-формат или создать качественную монофоническую суб-басовую составляющую басового сигнала самостоятельно в программе «FL Studio».
- Что такое суб-бас?
- Почему важно удостовериться, что суб-басовый диапазон вашего микса хорошо звучит в моно и не содержит много стерео-информации?
- Инструменты анализа стерео-поля
- Как преобразовать суб-басовый диапазон сигнала в моно-формат в программе «FL Studio»?
- Как убедиться, что суб-басы в семплах и готовых пресетах VST-инструментов звучат в моно?
- Как лучше проверять звучание низких частот в моно-режиме: на слух или визуально с помощью анализатора стерео-поля?
- Какие настройки VST-синтезатора нужно изменить, чтобы суб-басовые частоты генерируемого им сигнала корректно звучали в моно?
- Как создать моно-совместимый суб-бас и при этом сохранить объёмное стерео-звучание средних и верхних частот баса?
Что такое суб-бас?
Суб-бас (или саб-бас) – это звуковой диапазон, который простирается от самых низких частот, которые может уловить человеческий слух (около 16-20 Гц), до частоты, равной, примерно, 80 Гц.
Диапазон, следующий по высоте за суб-басом, называется басом. Бас занимает часть спектра, расположенную в пределах от 80 до 250 Гц.
Звуки, издаваемые практически всеми басовыми инструментами, будь-то акустическими или электронными, содержат в себе суб-басовую составляющую.
Почему важно удостовериться, что суб-басовый диапазон вашего микса хорошо звучит в моно и не содержит много стерео-информации?
Для опытных музыкантов не секрет, что контролировать звучание «низов» в моно необходимо еще на ранних этапах создания музыкальной композиции, особенно если речь идет об электронной танцевальной музыке, предназначенной для клубов.
Всё дело в том, что басы представляют собой основу (фундамент) композиции, написанной в жанре EMD. Низкие частоты заключают в себе энергию всего вашего трека, поэтому они должны быть максимально плотными и пробивными.
Что может сделать басы слабыми и разреженными при их проигрывании с помощью звуковоспроизводящих систем, применяемых в клубах?
Ослабить низы может обработка инструментов вашего трека эффектами расширения стерео-базы, такими как хорус, флэнджер, эффект Хааса и т. д.
Несмотря на то, что эти эффекты прекрасно справляются с обогащением звучания верхних частот, они зачастую оказывают негативное влияние на низкие частоты.
Почему так происходит?
Дело в том, что если эффект расширения стерео-базы рассинхронизирует фазу сигналов левого и правого каналов, а плагины, с помощью которых вы создаете данный эффект, не предоставляют возможности для управления диапазоном частот, который должен подвергнуться обработке данным эффектом, то вы можете столкнуться с проблемой подавления фазы в суб-басовой части спектра при воспроизведении сигнала в обоих каналах (в стерео-режиме).
Еще одна проблема кроется в том, что многие усилители мощности звука, используемые в клубах, конвертируют низкие частоты стерео-сигнала в моно-формат.
И если в низкочастотной составляющей вашего трека присутствует несоответствие фаз левого и правого каналов, то звучание суб-басов при проигрывании на данной аппаратуре станет вялым и тихим.
И даже если стерео-система, которой оборудована танцплощадка, воспроизводит низы в стерео-режиме, то далеко не все присутствующие смогут оценить низкие частоты вашего трека.
Всё дело в том, что люди располагаются в разных частях танцпола.
Большинство из них стоят рядом с одним из динамиков, и соответственно, слышат звук, исходящий только от него. И лишь небольшое число слушателей находятся прямо в середине зала, и могут наслаждаться полноценным стерео звучанием.
Таким образом, контролируя суб-басы уже в самом начале работы над своим произведением, вы гарантируете, что ваш трек сполна проявит заложенную в него энергию и порадует роскошными «низами» всех присутствующих на танцполе, независимо от места их расположения в помещении.
Вот почему вам нужно уже на начальной стадии написания музыкального шедевра создавать мощные и энергичные «низы» в моно-формате, независимо от того, будут ли они прослушиваться в стерео-режиме (в идеальном положении), конвертироваться в моно звуковоспроизводящим оборудованием и/или будут прослушиваться только через один из стерео-динамиков.
И для того, чтобы создать пробивные суб-басы, не содержащие лишней стерео-информации, вам для начала нужно увидеть, присутствует ли она в звуковом сигнале, и если да, то в каком количестве.
С этой задачей нам поможет справиться специальный инструмент, о котором пойдет речь ниже.
Инструменты анализа стерео-поля
Чтобы следить за тем, как аудиосигнал распространяется в стерео-поле, нам нужно загрузить какой-нибудь инструмент анализа стерео на мастер-шину нашей DAW (в нашем случае на мастер-секцию программы «FL Studio»).
Мы используем для этой цели анализатор ширины стерео-базы «MStereoScope». Его можно бесплатно скачать на сайте производителя, компании «MeldaProduction».
Вы же можете применить любой другой похожий инструмент.
Считывать показания анализатора довольно просто: чем шире стерео-распространение аудиосигнала, тем дальше от вертикальной оси “разбредаются” многочисленные черные точки, каждая из которых является визуальным воплощением одного из составных элементов звукового сигнала.
![]() |
Широкое распространение «рисунка» – много стерео-информации в звуке |
А в том случае, если сигналы левого и правого каналов идентичны, т.е. во время звучания монофонического сигнала, черные точки выстаиваются вдоль вертикальной оси, формируя почти ровную линию.
Итак, в качестве примера давайте загрузим семпл бас-барабана (kick) в стойку инструментов «Channel rack» и направим его сигнал на мастер-секцию микшера.
![]() |
Распространения сигнала бас-барабана в стерео-поле |
Как вы можете видеть на изображении в окне анализатора ширины стерео-базы, бочка слегка “размазана” по стерео-полю, скорее всего, в области высоких частот. Таким образом, мы можем сделать вывод, что звук данного бас-барабана – это не совсем монофонический сигнал.
Конечно, мы можем очень быстро преобразовать звучание бочки в моно с помощью встроенных инструментов «FL Studio», поскольку в микшере данной программы есть регулятор «Stereo Separation», который вы можете использовать для объединения сигналов левого и правого каналов.
Повернув ручку «Stereo Separation» до упора вправо, вы суммируете сигналы левого и правого каналов из стерео в моно-формат.
![]() |
Регулятор «Stereo Separation» в положении «100% merged» преобразует сигнал в моно |
Теперь при воспроизведении бочки в окне анализатора стерео-поля мы увидим, что рисунок звучания бас-барабана превратился в прямую вертикальную линию, показывая нам, что перед нами звук в моно-формате.
![]() |
Распространение в стерео-поле сигнала бас-барабана после его преобразования в моно-формат |
Проблема заключается в том, что вышеописанным способом мы преобразовали весь частотный спектр в моно-режим звучания.
Но ведь для сохранения красоты и объема в звучании басов нам нужно конвертировать в моно только самые низкие частоты (суб-бас), сохранив стереозвучание баса, средних и верхних частот.
Как нам выполнить такую задачу? Сейчас мы об этом и расскажем.
Как преобразовать суб-басовый диапазон сигнала в моно-формат в программе «FL Studio»?
Чтобы преобразовать в моно-формат лишь самую нижнюю часть спектра, вы можете использовать, например, платный эквалайзер «Fabfilter Pro Q» с возможностью обработки средних/боковых полос частот.
В данном эквалайзере имеется специальный фильтр, с помощью которого можно отфильтровать всю стерео-информацию из области низких частот.
Бесплатной альтернативой вышеупомянутому методу является использование штатного многополосного компрессора программы «FL Studio» под названием «Maximus».
Чтобы преобразовать суб-басовую составляющую звукового сигнала в моно с помощью «Maximus», проделайте следующие действия:
1. Отключите функцию компрессии.
Загрузите «Maximus» в тот канал микшера, на который направлен сигнал от вашего бас-барабана, и отключите компрессию для всех полос (включая «Master»), поскольку в данном случае мы не собираемся использовать «Maximus» для компрессии сигнала.
Итак, откройте последовательно вкладки «Low», «Mid», «High» и «Master» и активируйте в них кнопки «Comp off».
![]() |
Отключаем компрессию во вкладках «Low», «Mid», «High» и «Master» |
Теперь мы можем использовать данный компрессор исключительно для управления шириной стерео-базы звука в нижнем диапазоне частот.
2. Преобразуйте басы в моно-формат.
Нажмите на вкладку «Low» (нижний диапазон) и поверните регулятор «Stereo Separation» до упора вправо, т.е. в значение «100% merged».
![]() |
Регулятор Stereo Separation в крайнем правом положении |
В результате данного действия вы конвертируете в моно ту область низких частот, которую мы зададим далее.
3. Предотвратите задержку при обработке сигнала плагином.
Кроме того, не лишним будет установить регулятор «Look-ahead (LMH Del)» в значение ноль миллисекунд, чтобы избежать задержки в передаче данных между процессором и памятью.
![]() |
Отключаем задержку обработки сигнала плагином |
Функция «Look-ahead» нужна только в том случае, когда вы используете «Maximus» в качестве компрессора или лимитера. Для выполнения наших задач она не потребуется.
4. Установите диапазон частот, которые будут преобразованы в моно.
Откройте вкладку «Bands» (отображение полос), чтобы увидеть, к какому диапазону частот будут применены настройки, уже заданные нами во вкладке «Low».
Для регулирования данного диапазона используйте ручку «Low», расположенную под вкладкой «Bands».
![]() |
Устанавливаем частотный диапазон полосы Low |
Если установить данный регулятор в значение, например, 80 Гц, то звук в диапазоне от 0 до 80 Гц будет преобразован в моно-формат. При этом стерео-информация, содержащаяся в диапазоне от 80 Гц и выше, останется нетронутой.
Как убедиться, что суб-басы в семплах и готовых пресетах VST-инструментов звучат в моно?
Многие музыканты, создающие электронную музыку, применяют в своем творчестве готовые басовые пресеты, предустановленные разработчиками в различных VST-синтезаторах, а также басовые семплы из популярных библиотек семплов.
Учитывая, что подобные звуки были созданы и записаны не вами, вы не можете быть на 100% уверены, что низкочастотная составляющая сигналов, которые вы слышите при воспроизведении данных пресетов и семплов, является монофонической.
Как же нам в данном случае проверить суб-басовую часть сигнала на корректное воспроизведение в моно-формате?
Для выполнения данной процедуры проделайте следующие действия:
1. Добавьте уже знакомый ваш плагин «Maximus» в тот же канал микшера, на который направлен сигнал от VST-синтезатора или семплера.
2. Используйте те же настройки, о которых мы говорили в предыдущем разделе статьи: отключите компрессию для всех полос, преобразуйте нижнюю полосу в моно и установите значение частоты среза нижней полосы на отметку 80 Гц, оставляя стерео-распространение в верхних частотах нетронутым.
3. Отключите звучание частот, расположенных выше 80 Гц. Для этого зайдите во вкладки «Mid» и «High» и активируйте в них кнопки «Muted».
![]() |
Отключение звучания полос «Mid» и «High» |
Теперь мы можем услышать суб-басовую составляющую воспроизводимого пресета или семпла в моно-режиме, чтобы проверить корректность звучания «низов» в данном формате.
Для проигрывания «низов» того же пресета в стерео-формате, нужно просто установить значение регулятора «Stereo separation» во вкладе «Low» в значение «0».
![]() |
Регулятор «Stereo Separation» в значении «0» |
Таким образом, воспроизводя суб-басовый диапазон частот в стерео-режиме, и при этом наблюдая за окном анализатора ширины стерео-базы, мы можем проверить, содержится ли стерео-информация в самой нижней части спектра звукового сигнала, генерируемого пресетом VST-инструмента или семплера.
Как лучше проверять звучание низких частот в моно-режиме: на слух или визуально с помощью анализатора стерео-поля?
Хотя инструмент стерео-анализа помогает вам визуально увидеть ширину стерео-базы воспроизводимого звука, вам нужно позволить своим ушам стать окончательным судьей.
Когда вы слушаете низкочастотный диапазон изолированно в монофоническом режиме, всегда задавайте себе вопрос: кажется ли вам звучание вялым и не энергичным? Заметно ли падение в уровне громкости звука?
Если в вашем случае низкочастотный диапазон басового пресета содержит стерео-информацию, однако ее немного, и, по крайней мере, на ваш слух, суб-басы звучат вполне приемлемо при их конвертации в моно, то ваш конкретный пресет можно оставить без изменений.
Если же вы обнаружите, что ваши басовые пресеты содержат так много стерео-манипуляций, что при монофоническом воспроизведении низких частот время от времени происходит полное подавление фазы, то вам нужно предпринять меры, описанные ниже.
Какие настройки VST-синтезатора нужно изменить, чтобы суб-басовые частоты генерируемого им сигнала корректно звучали в моно?
Если вам кажется, что низы используемого вами пресета звучат тускло в моно-режиме, то вам стоит изучить, как устроен ваш басовый патч. В зависимости от используемого вами VST-синтезатора, проверьте настройки следующих эффектов, влияющих на ширину стерео:
- хорус,
- фленджер,
- фейзер,
- и др.
Если синтезатор не предоставляет возможность отключить обработку звукового сигнала вышеперечисленными эффектами в нижнем диапазоне частот, попробуйте уменьшить воздействие параметров расширения стерео с помощью соответствующих регуляторов, пока низкие частоты не начнут звучать энергично и достаточно громко в моно-режиме.
Если вы так и не смогли определить, какой конкретно эффект ухудшает звучание нижних частот при проигрывании сигнала в моно или вам не удалось отрегулировать параметры расширения стерео без ущерба для объемности звучания остальной части звукового спектра, то вам стоит попробовать создать свой собственный суб-бас.
Как создать моно-совместимый суб-бас и при этом сохранить объёмное стерео-звучание средних и верхних частот баса?
Если вы хотите быть на 100% уверены, что самые нижние частоты вашего любимого басового пресета совместимы с моно-режимом воспроизведения, и при этом хотите сохранить стерео глубину, которую он имеет в более высоких частях звукового спектра, то вам следует просто отрезать все суб-басовые частоты от басового звука и заменить их чистым синусоидальный сигналом.
В «FL Studio» вы можете легко проделать данную процедуру, используя штатные VST-инструменты «3xOsc» и «Layer» плюс VST-синтезатор с приглянувшимся вам басовым пресетом.
Для этого выполните следующие шаги:
1. Отрежьте суб-бас от звука басового пресета.
Направьте сигнал VST-синтезатора, в котором открыт ваш любимый басовый пресет, на пустую дорожку микшера и загрузите в этот канал микшера, например, штатный эквалайзер «Fruity Parametric EQ 2».
Настройте эквалайзер таким образом, чтобы фильтр высоких частот срезал частоты ниже, скажем, 80 Гц.
![]() |
Обрезаем частоты ниже 80 Гц |
2. Сгенерируйте новый суб-бас.
Загрузите в стойку инструментов «Channel rack» синтезатор «3xOsc» и убедитесь, что для осциллятора №1 выбран такой тип волны как синусоида.
Отключите осцилляторы №2 и №3, установив их регуляторы «Mix levels» в значение «0%».
Для того чтобы осциллятор №1 генерировал достаточно низкий звук, установите регулятор «Coarse» (грубая настройка высоты звучания) в значение -24 полутона.
Далее перейдите во вкладку «Miscellaneous functions» (значок в виде гаечного ключа) плагина «3xOsc» и установите клавишу «C6» в качестве основной («Root key») на клавиатуре, расположенной в нижней части рассматриваемого окна.
Чтобы сделать это, просто щелкните правой кнопкой мыши по нужной ноте на клавиатуре. После назначение клавиши «С6» в качестве основной, она окрасится в синий цвет.
Основную ноту мы меняем исходя из следующих соображений:
А) Назначая более высокую основную клавишу, чем та, которая установлена по умолчанию, вы получите нужную (более низкую) высоту звучания, нажимая на клавиши, расположенные в центральной части MIDI-клавиатуры, что очень удобно.
Поэтому теперь, когда вы нажмете клавишу «C5» (нота «до» второй октавы) на клавиатуре, вы услышите низкий звук с базовой частотой, равной, примерно, 65,41 Гц, что как раз подходит для саб-баса.
Б) Нам нужно добиться того, чтобы суб-бас, генерируемый «3xOsc», звучал достаточно низко по отношению к басовому звуку пресета, генерируемого вторым VST-синтезатором. (Кстати, для второго (басового) синтезатора иногда бывает необходимым также установить основную ноту в значение «С6», чтобы сделать его звучание более низким. Здесь всё зависит от того, как устроен пресет, который вы используете.)
Однако, если вы не собираетесь применять нижеописанный метод с использованием инструмента «Layer», просто оставьте настройки основной ноты (root key) для обоих синтезаторов нетронутыми, поскольку вы можете вручную нарисовать отпечатки клавиш в редакторе «Piano Roll» для каждого из синтезаторов и расположить их так низко или высоко, как вам нужно.
3. Объедините звучание басового пресета и нового суб-баса.
Добавьте в стойку инструментов «Channel rack» плагин «Layer» и установите каналы, на которые загружены оба синтезатора, в качестве дочерних.
Для этого нажмите и клавишу «Shift» и, удерживая её, кликните по индикаторам, расположенным справа от названий каналов с синтезаторами в стойке «Channel rack».
В результате вокруг индикаторов должны появиться светло-зеленые рамки.
Затем нажмите на кнопку «Set children» в секции «Layering» плагина «Layer».
Вот, в принципе, и всё. Теперь вы можете использовать канал «Layer» для игры на обоих синтезаторах, и ваш любимый басовый пресет будет обладать суб-басовой составляющей, которая на 100% корректно звучит в моно-формате.
Теперь вы знаете, как можно удостовериться, что суб-басовые частоты ваших инструментов правильно звучат в моно и какие действия нужно предпринять в случае, если в данной части спектра содержится много стерео-информации, которая может негативно сказаться на качестве звучания басовых инструментов в определенных условиях.
Обнаружив возможные проблемы при воспроизведении низких частот уже на ранней стадии создания композиции, вы сможете сразу же исправить их, что, в некоторых случаях, было бы очень сложно или невозможно сделать без полной переработки трека при обнаружении проблем на финальной стадии работы над композицией.
Читайте также:
Как извлечь вокал или разделить аудиозапись на составные инструменты в «FL Studio»?