Что бы она могла обозначать?
В памяти человека, уже знакомого с азами теории музыки, возможно, всплывёт смутная догадка: а это часом не триоль?
Да-да, именно она.
Возможно, вы даже слышали определение этого понятия и даже можете припомнить, как играются классические триоли, состоящие их трёх нот.
Однако немногие в курсе, что главной характеристикой триоли являются не количество нот, входящих в её состав, не их длительность и не ноты в принципе, а кое-что другое.
Что же на самом деле представляет из себя фигура, вынесенная в заголовок данной статьи? И за что композиторы и музыканты ценят триоли?
Это вы и узнаете в данном материале.
Но для начала, введём в курс дела тех, для кого знакомство с триолями происходит впервые.
В каких случаях могут понадобиться триоли?
Представьте, что вы композитор, и вы сочиняете композицию в размере 2/4. Данная дробь говорит нам о том, что каждый такт музыкального произведения состоит из двух долей, каждая из которых по продолжительности звучания равна длительности четвертной ноты.
Допустим, что первую долю такта мы решили отдать четвертной ноте. А вторую долю такта пожелали целиком заполнить тремя более короткими и при этом одинаковыми по длительности нотами.
Поскольку как композитор вы только подаёте надежды, и вам пока еще трудно сходу определить, ноты какой длительности вам следует использовать в данном случае, вы начинаете перебирать в памяти все длительности, которые вам известны.
Сразу отметаем варианты с целыми и половинными нотами. Шутка ли, целая нота звучит в четыре раза дольше четверной ноты, а половинная – в два раза дольше неё.
Каждая из таких нот звучит настолько долго, что просто не вместится в интервал времени, отведенный на звучание четвертной ноты, а значит выйдет за временные рамки, отведенные для звучания доли при размере 2/4.
Далее на очереди четвертная нота. Одна такая нота заполнит собой всю долю целиком, тютелька в тютельку, не оставив место для других нот.
Но мы-то помним, что нам нужна не одна нота, а три. Поэтому движемся дальше.
Теперь посмотрим, что будет, если заполнить долю такта восьмыми нотами. Поскольку восьмая нота в два раза короче четвертной, то для заполнения доли при размере 2/4 нам понадобятся две восьмые ноты.
Идём дальше и смотрим, что будет, если заполнить долю рассматриваемой длительности шестнадцатыми нотами?
Как известно, шестнадцатая нота в два раза короче восьмой и в четыре раза короче четвертной ноты. Нетрудно подсчитать, что нам потребуется четыре шестнадцатые ноты, чтобы заполнить долю при размере 2/4.
И что мы в итоге получаем?
Для заполнения одной доли такта при размере 2/4 нам потребуется либо одна четверная нота, либо две восьмые, либо четыре шестнадцатые ноты.
Вы не замечаете ничего необычного в этой последовательности: 1 четвертная, 2 восьмые, 4 шестнадцатые?
Всё верно! Оказывается, долю нельзя заполнить 3-мя одинаковыми нотами, имеющими одну из основных длительностей.
Почему так получается?
Дело в том, что любая нота, обладающая одной из основных длительностей, – это нота, полученная путём чётного деления, т.е. деления длительности более продолжительной ноты на “2”.
И если мы возьмем любой музыкальный размер, будь-то двудольный (2/4, 2/2 и т.д.), трёхдольный (3/4, 3/8 и т.д.) или смешанный (5/8, 7/4 и т.д.), то мы увидим, что длительность доли любого из этих размеров равна продолжительности звучания одной из нот с основной длительностью (четверной, восьмой, шестнадцатой и т.д.), т.е. нот, полученных путем чётного деления.
Таким образом, мы приходим к выводу, что долю можно заполнить только четным количеством одинаковых нот, имеющих одну из основных длительностей.
Неужели это значит, что мы так и не сможем выполнить задачу по заполнению доли тремя одинаковыми нотами? Нельзя ли каким-то образом подкорректировать продолжительность основных длительностей, чтобы вместить в нашу долю необходимое количество нот?
К счастью, такая возможность имеется.
Поскольку нам не удалось заполнить четвертную долю тремя нотами традиционной длительности, нам на помощь придёт такая фигура как триоль. Она-то и заполнит нашу долю!
В нашем случае триоль будет состоять из трёх восьмых нот, длительность каждой из которых укоротится ровно настолько, чтобы суммарная длительность данных нот заполнила собой всю четвертную долю нашего такта.
О том, как определить, из каких конкретно нот должна состоять триоль, чтобы они в сумме дали нужную нам традиционную длительность, мы поговорим чуть позже, а пока уясним для себя следующий факт, касающийся триолей:
Триоль – это фигура, которая позволяет разделить какую-либо традиционную длительность на несколько нетрадиционных длительностей, не имеющих своего обозначения.
И хотя в разобранном выше примере начало триоли совпало с началом доли, а конец триоли совпал с концом этой же доли, в других случаях расположение триоли может быть совершенно иным.
Вот, например, такт, в котором триоль начинается со слабого времени первой доли. Для наглядности начало каждой доли такта (её сильное время) отмечены зеленым цветом.
Кроме того, пространство, занимаемое триолью, также будет разниться от случая к случаю. В зависимости от размера музыкального произведения и длительности нот, из которых состоит триоль, рассматриваемая ритмическая фигура может занимать и половину доли, и полторы доли, и целый такт.
На картинке ниже можно увидеть, сколько места в такте занимают триоли, состоящие из восьмых, четвертных и половинных длительностей.
На этой же картинке хорошо видно, что почти все ноты, входящие в состав триолей, не совпадают с ударами основной метрической пульсации, указанной зеленым цветом.
Как обозначаются триоли?
Главный внешний признак, который указывает на то, что перед нами триоль – это цифра “3”, стоящая под или над группой нот, входящих в состав данной ритмической фигуры.
Цифра всегда ставится со стороны штилей: если они направлены вниз, то тройка пишется снизу, если вверх – то сверху.
Если все ноты, из которых состоит триоль, объединены общим ребром, то для указания на то, что эти ноты составляют триоль, достаточно поставить над или под их ребром цифру “3”, в зависимости от того в какую сторону направлены штили.
Как вариант, между ребром и цифрой можно нарисовать небольшую дугу.
Иногда для удобства восприятия нотного текста, несколько аналогичных триолей могут быть объединены общим ребром.
Рассмотрим возможность такого объединения на примере двух одинаковых тактов, расположенных ниже. В первом такте триоли объединены общим ребром, а во втором – нет.
Оба варианта верные, но первый является более наглядным, ведь две триоли, состоящие из шестнадцатых нот, при размере 4/4 занимают ровно одну долю.
Однако, как вы знаете, ребрами можно соединять только ноты с “хвостами” (восьмые, шестнадцатые и т.д.)
А что же делать с более длительными нотами, которые не объединяются ребрами? Каким образом можно указать, что эти ноты являются составными частями триоли?
Для этой цели используются специальные скобки, которые и заключают в своих пределах ноты, формирующие триоль. Помимо скобок, в данном случае необходимо также присутствие уже знакомого атрибута, а именно цифры “3”.
Как определить длительность триоли и её составных частей?
Допустим, что, пробегаясь взглядом по нотам какого-либо музыкального произведения, вы наткнулись на триоль. Вы видите, из скольких частей (нот, пауз) она состоит. Однако чтобы понять, какова протяженность звучания каждой из этих составляющих, нам сначала нужно определить, какова длительность всей нашей триоли.
Но как это сделать?
Для ответа на этот вопрос возьмём, к примеру, классическую триоль, состоящую из трёх восьмых нот,
и применим к этой триоли одно просто правило, которое гласит следующее:
Три укороченные одинаковые ноты, входящие в состав триоли, по времени звучания равны двум полноценным одинаковым нотам того же наименования и обозначения, вынесенным за пределы триоли.
Таким образом, три усечённые восьмые ноты, формирующие нашу триоль, в сумме будут эквивалентны длительности двух полноценных восьмых нот или одной четвертной ноте.
Именно столько будет длиться наша триоль.
А как вам такая ритмическая фигура? Хотите, верьте, хотите, нет, но это тоже триоль.
А как вам такая ритмическая фигура? Хотите, верьте, хотите, нет, но это тоже триоль.
Как видите, в состав триоли могут входить не только ноты, но и из паузы.
Однако не стоит пугаться наличия пауз в триолях. Воспринимайте паузы, как ноты, ведь каждая пауза подобно ноте соответствует одной из традиционных длительностей. Например, четвертная пауза равна длительности четвертной ноты и т.д.
Держа вышесказанное в уме, рассмотрим триоль, состоящую из двух четвертных нот и одной четвертной паузы. Поскольку наша триоль состоит из трёх укороченных четвертных длительностей, то, согласно правилу, приведенному выше, её длительность соответствует длительности двух полноценных четвертных нот или половинной ноты.
А как быть с триолями, которые состоят из нот разных длительностей либо содержат в себе больше или меньше трех нот?
В данном случае мы не сможет просто взять две ноты из состава подобной триоли и, сложив значения их длительностей, узнать длительность звучания всей триоли.
В данном случае очень кстати придется нижерасположенная таблица ритмических длительностей (в ней указано, сколько долей такта занимает та или иная нота или пауза) и выполнения простых арифметических действий.
Представим, что перед нами музыкальное произведение с размером 4/4 и в нём присутствует триоль, состоящая из четырёх нот с разными длительностями, а именно из двух "восьмушек" и двух шестнадцатых нот.
Теперь с помощью таблиц узнаем, каким ритмическим длительностям они соответствуют.
Поскольку при размере 4/4 такты складываются из четвертных долей, то нам необходимо посмотреть, сколько четвертных долей занимают ноты, входящие в состав нашей триоли.
Итак, мы видим, что восьмая нота занимает ½ четвертной доли, шестнадцатая нота – ¼ доли, еще одна шестнадцатая нота потребует столько же места, сколько и предыдущая аналогичная нота, а последняя нота, восьмая, займет еще ½ доли.
А теперь выполним следующие арифметические действия:
1) Для начала необходимо суммировать значения ритмических длительностей каждой из нот, формирующих триоль.
1/2 + 1/4 + 1/4 + 1/2 = 1 ½
2) Далее, следует разделить полученное значение на “3”. Делим “1 ½” на “3” и получаем значение “½”.
3) Смотрим, какой ноте соответствует полученное значение.
Согласно таблице, полученное значение эквивалентно длительности восьмой ноты.
Таким образом, мы можем утверждать, что рассмотренный выше триоль из четырех нот с разными длительностями соответствует простой триоли, состоящей из трех восьмых нот.
Как высчитать время звучания такой триоли вы уже знаете: три триольные восьмушки соответствуют двум обычным восьмушкам или одной четвертной ноте.
А как насчёт триоли, заключающей в себе лишь две ноты, например, половинную и четвертную?
Чтобы выяснить ее длительность, проделываем ту же последовательность действий, что и в примере выше.
1) Складываем значения ритмических длительностей каждой из нот, из которых слагается триоль.
2 + 1 = 3
2) Делим полученную цифру на “3”.
“3”, деленное на “3”, дает нам значение “1”.
3) Смотрим в таблице, какой ноте эквивалентна ритмическая длительность со значением “1” и видим, что данное значение соответствует четвертной ноте.
Как вы уже, возможно, поняли, благодаря нехитрым арифметическим действиям мы выяснили, что рассмотренная триоль из двух нот с разными длительностями соответствует простой триоли, сформированной из трех четвертных нот.
Теперь вы без труда сможете высчитать продолжительность звучания триоли.
И напоследок рассмотрим еще одну триоль. Как видите, она состоит из нот с точками. Поскольку все длительности, из которых слагается данная триоль, одинаковы, то нам не нужно приводить нашу триоль в классический вид. Мы просто берем две ноты из состава нашей ритмической фигуры и складываем значения их длительностей. Для этого можно воспользоваться нашей таблицей ритмических длительностей.
Таким образом мы выяснили, что триоль, состаящая из трёх восьмых нот с точками, в музыкальном произведении с размером 4/4 займёт полторы доли.
Какими бывают триоли?
Как вы уже поняли, наличие трёх нот – это не то, что делает триоль триолью. Теперь для вас уже не являются неожиданностью тот факт, что ритмическая фигура, состоящая из трёх одинаковых укороченных нот, это хоть и классический пример триоли, но при этом это лишь один из множества возможных её вариантов.
Давайте перечислим уже известные нам факты, касающиеся данной ритмической фигуры:
- Триоль необязательно должна включать в себя три ноты: их может быть две, четыре и т.д.
- Среди длительностей, являющихся частью триоли, могут затесаться даже паузы.
- В составе одной и той же триоли могут присутствовать ноты разных длительностей.
- Триоли могут строиться не только из нот основных длительностей, но и из нот с точкой.
- Начало и конец триоли могут приходиться как на сильное время доли, так и на её слабое время.
- Большинство нот, входящих в состав триоли, не совпадают с основной метрической пульсацией музыкального произведения.
А объединяет их то, что все виды рассматриваемой в нашей статье ритмической фигуры привносят в композицию особую метрическую пульсацию, с явно различимым разделением на три удара. И эта пульсация, накладываясь на основную пульсацию музыкального произведения, создаёт вместе с ней полиритмию, которая украшает и обогащает данное произведение.
Давайте попробуем представить вышеупомянутую полиритмию визуально. Перед вами пример последовательности из нескольких разных триолей. Зеленым цветом отмечены метрические удары, соответствующие заданному музыкальному размеру 3/4, а желтым цветом обозначена пульсация, создаваемая триолями.
А вот как этот же нотный текст будет звучать. Триоли в нижеприведенном ролике проигрываются звуками пианино, а основная метрическая пульсация подчеркивается звуками бас-барабана и тарелок.
Прислушавшись
к тому, как гармонично сочетаются основная и триольная пульсации при
исполнении данного музыкального отрывка, вы сразу поймете, почему композиторы и
музыканты ценят данную ритмическую фигуру.
Заметьте, что даже в тех местах, где триоли состоят из двух нот либо из двух нот и одной паузы, сохраняется характерная триольная пульсация, состоящая из трёх ударов.
Что такое триоль?
Таким образом, теперь, раскрыв главный секрет триоли, можно попробовать дать полное определение данной фигуре.
Триоль – это ритмическая фигура, состоящая из нескольких нетрадиционных длительностей, которые в сумме дают одну из традиционных длительностей, а также создают особую пульсацию, состоящую из трёх ударов, которая, накладываясь на основную пульсацию музыкального произведения, создаёт вместе с ней полиритмию, тем самым украшая композицию.
Триоль через тактовую черту
Представьте себе, что при сочинении композиции вам захотелось вставить в неё триоль таким образом, чтобы она началась в одном такте, пересекла тактовую черту и завершилась в следующем такте.
Сомневаетесь, можно ли так делать? А почему бы нет? Никто ведь не запрещает!
Однако прежде чем употребить такую триоль в своём произведении, необходимо соблюсти одно условие: тактовая черта должна разделять длительность триоли на две равные части.
Взгляните на пример, расположенный ниже.
Как видите, здесь упомянутое выше условие соблюдено: левая часть триоли является “зеркальным отражением” правой части.
Чем обусловлена необходимость такого расположения триоли? Это необходимо для того, чтобы каждая из частей подобной триоли заняла пространство равное одной из традиционных длительностей.
Таким образом, это даёт возможность заполнить оставшиеся части тактов нотами и паузами, которые также относятся к традиционным длительностям.
Допустим, нам захотелось сместить нашу триоль из примера выше немного правее так, чтобы в левом такте осталась меньшая её часть, а в правой – большая.
В данном случае триоль разделилась на две неравные части: одна треть триоли оказалась в левом такте, а оставшиеся две трети – в правом. Не составит особого труда рассчитать их длительности.
Поскольку мы знаем, что длительность триоли, состоящей из трёх четвертных нот, равна двум полноценным четвертным нотам или одной половинной ноте (1/2), то для определения длительности левой части нашей триоли мы просто делим половинную ноту на три (1/2 : 3 = 1/6) и получаем длительность левой части триоли. И коль скоро правая часть триоли в два раза больше левой, то умножив длительность левой части триоли на “2” (1/6 * 2 = 1/3), мы получим длительность правой части триоли.
Итак, мы выяснили, что наша триоль разделилась на две части с длительностями 1/6 и 1/3. Как вы уже поняли, это длительности – нетрадиционные. Наверняка, вы не слышали ни про какие “шестые” или “третьи” ноты или паузы.
И раз уж в каждом из рассматриваемых тактов затесались нетрадиционные длительности, то в этих же тактах нам придется встретиться с подобными длительностями еще раз, ведь мы не сможем заполнить оставшееся пространство наших тактов нотами и паузами исключительно традиционных длительностей.
Это подтверждается простыми вычислениями. Возьмем первый такт нашего примера. Зная длительность всего такта (4/4), и длительность нот, входящих в его состав, а именно две четвертные ноты и две восьмые ноты (1/4 + 1/4 + 1/8 + 1/8 = 3/4) плюс часть триоли с длительностью 1/6, мы можем вычислить длительность пространства, оставшегося незаполненным в первом такте, отняв от общей длительности такта продолжительность его составных частей (4/4 – (3/4 + 1/6) = 1/12). В результате вычисления мы выяснили, что в первом такте незаполненным остаётся пространство с нетрадиционной длительностью 1/12.
Аналогичным образом можно подсчитать незаполненное пространство во втором такте, а именно 4/4 – (1/3 + 2/4) = 1/6). Таким образом, во втором такте свободным осталось место с нетрадиционной продолжительностью 1/6.
И что в итоге получается?
В обоих тактах остается свободные места, которое мы не можем заполнить и обозначить ни одной из существующих нот или пауз. А оставить такты незаполненными нельзя.
Вот почему важно следить за тем, чтобы части триоли, оказавшиеся по обе стороны тактовой черты, быть одинаковыми!
Однако если для реализации вашей творческой задумки вам крайне необходима ритмическая фигура, состоящая из трёх одинаковых нот с нетрадиционными длительностями, асимметрично расположенными по обе стороны тактовой черты, то, возможно, вам стоит рассмотреть вариант, приведённый ниже.
Триоль, связанная лигой
Нота, входящая в состав триоли, может быть связана лигой с нотой, не являющейся частью данной триоли. При этом длительности двух залигованных нот суммируются и образуют одну общую длительность.
Ниже вы видите примеры слияния обычных традиционных длительностей с триольными нотами.
Как вы уже знаете, пульсация триолей не совпадает с основной метрической пульсацией музыкальных произведений. Поэтому лучший способ понять, как играются ноты, входящие в состав триоли, – это запомнить их расположение относительно ударов основной пульсации, которые приходятся на начало каждой доли.
Перед вами видео с примерами разных видов триолей. Звук бас-барабана здесь используется для придания наглядности: он совпадает с основной метрической пульсацией, т.е. подчеркивает начало каждой доли.
Вот, в принципе, и всё, что я хотел рассказать вам про ритмическую фигуру под названием триоль. Надеюсь, статья оказалась вам полезной.
Читайте также:
0 Комментарии