Как сделать бочку. Синтез бас-барабана.

Бочка (или бас-барабан) – это инструмент, встречающийся почти во всех современных музыкальных композициях. Неудивительно, что многие электронные музыканты и саунд-дизайнеры интересуются, как можно самому “накрутить” бочку. Давайте разберем самый быстрый способ создания бочки с помощью VSTi FM-синтезатора “Sytrus”. 

Для начала поработаем над атакой нашей будущей бочки. Начальная фаза звучания бочки напоминает удар о пол баскетбольного мяча. Эта фаза состоит из низкочастотного удара и средне- и высокочастотного щелчка. 

В FM-синтезаторах есть отличный способ сделать хороший щелчок. Его можно получить промодулировав каким-либо оператором самого себя. Поскольку для создания начальной фазы звучания бочки мы будем использовать оператор №1 (OP1), давайте перейдем в модуляционную матрицу и сразу промодулируем данный осциллятор самим же собой (глубина модуляции – 100%). (рис. 1)


 Рис. 1 (Оператор №1 модулирует сам себя)

После этого следует перейти к настройкам первого оператора (OP1) синтезатора и первым делом установить длительность звучания начальной фазы бочки. Звук должен начинаться с максимальной громкости и в течение короткого промежутка времени упасть до нуля. Настройте огибающую громкости (VOL-ENV) так, чтобы этот спад длился, примерно, 0, 056 c. (рис. 2)


Рис.2  

Теперь создадим нужную нам звуковую волну (рис.3). 


Рис.3 (секция настройки формы волны)

Найдите регулятор SH (Shape), отвечающий за изменение формы волны. Я поднял ползунок данного регулятора до значения 17%, и получилось что-то среднее между синусоидальной и треугольной волной. Подняв регулятор до этого значения, мы добавили в звук средне- и высокочастотных гармоник, которые затем понадобятся нам для создания высокочастотного щелчка нашего бас-барабана. 

Регулятор TN (Tension), меняющий ширину полупериода волны, должен показывать значение минус 9%. 

Ползунок под названием SK (Skew-наклон волны) следует выставить на уровне 75%. Если опустить данный ползунок до минимальной отметки 0% или, наоборот, поднять до максимальной, то громкость низкочастотного удара будет значительно превосходить громкость высокочастотной составляющей звука, из-за чего нужный нам щелчок будет звучать недостаточно отчетливо. 

SH (Sine Shaper) устанавливаем на уровне 62%. При нулевом значении данного регулятора щелчок получится недостаточно ярким, а при 100% - размазанным. 

Регулятор FL (pre-filter), служащий для подрезания высокочастотных гармоник, мы не трогаем, ведь, как вы уже знаете, высокие частоты нам нужны для создания щелчка. 

Регулятор NS (Noise) также остается не при делах, ведь шумовая составляющая в звучании бочки нам не нужна. 

Теперь давайте настроим частоту звучания бочки. Для начала я прописываю саму партию бочки в Piano Roll, которая будет проигрываться клавишей С5. (рис. 4)


 Рис. 4

Затем вернемся в окно настроек параметров оператора №1 и установим нужный коэффициент, на который будет умножена абсолютная частота ноты С5. Я установил коэффициент равный 0, 2500. (рис. 5)


 Рис. 5

А сейчас для придания начальной фазе нашей бочки большей реалистичности направим сигнал, генерируемый оператором №1 на фильтр (FILT1). (рис. 6)


 Рис. 6 

Частоту среза (cut) фильтра выставляем на 23%. Тип фильтра – SVF. Теперь последовательно выбираем вкладки CUT и ENV и рисуем огибающую, которая начинается с максимального значения 100% и, примерно, за 0, 192 с падает до минимума. (рис. 7)


 Рис. 7 
Зачем мы это сделали? Чтобы сымитировать быстрое затухание средних и высокочастотных гармоник, как это и происходит при звучании реальной бочки. 

С атакой бочки разобрались, а это значит, что можно перейти к работе над второй (заключительной) фазой звучания бочки. Поскольку стационарной части (sustain) как таковой у бас-барабана нет, после атаки сразу следует затухание (release). 

Для создания фазы затухания давайте перейдем во вкладку настроек параметров оператора №2 (OP2). Первым делом установим частоту генерируемого сигнала, и, так же, как и для первого оператора установим коэффициент 0, 2500. 

Настраивать форму волны для затухания бочки не нужно, ведь нам как раз подходит синусоидальная волна, которая уже установлена по умолчанию. 

Поэтому сразу можем заняться рисованием огибающей громкости (VOL - ENV). Сигнал данного оператора должен начинаться с максимальной громкости и, примерно, за 0, 23 с упасть до минимальной. 

Звук, генерируемые оператором №2, не требует обработки фильтром, поэтому в модуляционной матрице можно сразу отправить его на выход (OUT). (рис. 8)


Рис. 8 

Ну вот, наша бочка и готова! А для большей наглядности предлагаю вам ознакомиться с видеозаписью синтеза бас-барабана по описанному выше образцу:

Отправить комментарий

0 Комментарии