Группировка длительностей

При наличии в произведении различных нот с мелкими длительностями музыканту, играющему это произведение, высчитать время звучания этих нот становится довольно трудно, особенно в быстром темпе. Поэтому в музыкальном письме применяется группировка длительностей – объединение нот в определённые группы.

При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (например, при размере 3/4 основной долей такта является четвертная длительность и т.д.) должны быть отделены друг от друга.

Группироваться могут восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые и более мелкие ноты, т.е. ноты с хвостиками. При объединении таких нот в группы хвосты превращаются в горизонтальные линии, называемые ребрами. 

Давайте посмотрим как выглядит группировка длительностей на примерах:



В первых тактах первого примера красными черточками для наглядности отмечены границы долей. 

В правиле группировки длительностей есть некоторые исключения:


1) Можно объединить несколько групп общим ребром, если все ноты, из которых состоят эти группы одинаковые, например:



В этом примере первый и второй такты - это одно и тоже. А третий такт эквивалентен четвертому. 


2)В размере 3/8 допустимо слияние основных долей:


3)В случае большого количества одинаковых мелких нот, каждая долевая группа может быть подразделена на 2 или 4 равные друг другу побочные группы:


Первый такт такой же, как и второй, но во втором такте долевые группы подразделены на подгруппы. Так легче и быстрее воспринимается нотный текст.


В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Но в основном пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

А вот пример внутритактовой синкопы без лиги:


и с лигой:


При группировке нот в сложных размерах группируются ноты простых размеров, составляющих сложный. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно либо указать одну ноту длительностью в такт, либо указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой. Второй вариант более традиционный.
 

Читайте также:

 
 
Метр. Доля. Такт. Затакт. Музыкальный размер
 

Отправить комментарий

2 Комментарии

Анонимный написал(а)…
Спасибо!
Greenwood написал(а)…
Пожалуйста). Надеюсь, статья оказалась вам полезной.