Невозможно себе представить ни один из
современных музыкальных стилей без такого ритмического элемента как синкопа.
Этот ритмический прием придает музыке то, без чего она не может называться
музыкой, а именно выразительность и динамичность.
Прежде чем перейти к определению
понятия “синкопа” очень важно узнать, что такое слабое и сильное время доли.
Каждая доля такта, независимо от того
сильная эта доля, относительно сильная или слабая, имеет сильное и слабое
время.
Сильное время – это начало каждой доли.
Это то время, на которое приходится удар метронома (реального или воображаемого).
Остальное время доли – слабое.
Синкопа – это ритмическая фигура, нарушающая
нормальное течение метра смещением акцентов с сильного времени на слабое. Проще
говоря, синкопа – это несовпадение реальных акцентов с метрическими.
Синкопы делятся на два вида:
Междутактовую и внутритактовую.
Внутритактовая синкопа делится на
междолевую и внутридолевую.
Междутактовая синкопа появляется,
когда нота, звучащая в одном такте, продолжает своё звучание в следующем такте,
т.е. звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле.
Например:
В этом в и следующих примерах синие ноты сверху - обозначают начало каждой доли. Звук бас-барабана в этом видео подчеркивает сильное время каждой доли, чтобы вы лучше почувствовали смещение реальных акцентов относительно метрических.
Внутритактовая междолевая синкопа образуется
в том случае, если начинающийся на слабой доле звук продолжительнее, чем на
предыдущей сильной, либо когда звук слабого времени любой метрической доли
сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:
Внутритактовая внутридолевая синкопа появляется
внутри доли (при мелких длительностях) в том случае, когда первая нота,
совпадающая с сильным временем, короче остальных нот данной доли. Например:
Кроме того, синкопа может образоваться,
если слабая доля особо выделена (акцентирована) (например, громкостью ноты,
приходящейся на сильное время слабой доли). В этом случае ритмическая опора
нередко смещается с сильной доли на ту же по счёту слабую на протяжении
нескольких тактов. Для примера, предлагаю сравнить две одинаковые записи. В первой слабая доля не акцентирована:
Синкопа также может образоваться после паузы, приходящейся на сильное
время доли.
Как, например, в первом видео к этой статье (1,2,4 такты).
Читайте также:
1 Комментарии