Метр. Доля. Такт. Затакт. Музыкальный размер


Если вы будете довольно долго слушать какой-нибудь непрерывный музыкальный звук, то вы услышите, что звук как бы пульсирует, даже если этот звук имеет неизменную высоту и громкость. Казалось бы, такой звук должен быть абсолютно ровным, но он почему-то пульсирует.


Почему так происходит?

Возможно, наш мозг делает это для того, чтобы улучшить наше чувство времени. Ведь если мы не будет чувствовать время, то не сможем чувствовать соотношения длительностей звуков, следовательно не почувствуем ритм. А какая же музыка без ритма?

Так устроено наше восприятие, что мы не может слышать музыку плоской,
безакцентной, т.к. неосознанно делим музыку на равные временнЫе отрезки, с легким акцентированием в начале каждого такого отрезка. Эта абстрактная равномерная акцентуация (пульсация) времени называется метром. А отрезки времени между акцентами называются долями.

Метр может и не выражаться в звуках, т.е. не совпадать с реальными акцентами, создаваемыми звуками, но он является абстрактной опорой, на основе которой строится музыкальное произведение. Таким образом, метр организует и упорядочивает звуки, является одним из формообразующих средств музыки. 

Доли метра неравнозначны между собой. Есть сильные и слабые доли. Сильная доля более акцентированная, на нее, как бы, падает ударение. Слабые доли менее акцентированы. Таким образом, можно сказать, что метр – это последовательность сильных и слабых долей. Сильная доля повторяется равномерно через одинаковое количество слабых долей, т.е. временной промежуток между сильными долями одинаковый.

Промежуток, начинающийся с сильной доли и заканчивающийся перед следующей сильной долей называется тактом. В нотной записи такт заключается между тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотоносце. Вот пример тактовых черт (подчеркнуты красным цветом):


Если музыкальное произведение начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.

Обычно произведения или отдельные их части, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Это делается даже тогда, когда для создания заключительного неполного такта уже не остается нот - просто неполный такт "дописывается" с помощью пауз.

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.

Метр в нотном письме выражается музыкальным размером. Музыкальный размер обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. В числителе этой дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — их относительную длительность. 2 – это длительность половинной ноты, 4 - четвертной ноты, 8 - восьмой ноты, 16 - шестнадцатой ноты. Т.е., например, размер 3/4 говорит о том, что такт состоит из 3-х долей, длительность каждой из которых равна четвертной ноте.



Читайте также:
 
 

 

Отправить комментарий

0 Комментарии