Что такое ритм


Вы никогда не думали о том, как появилась музыка? Как человек понял, что определенные комбинации звуков приятны для слуха и кажутся … “правильными”, что ли?

Я представляю это примерно следующим образом. Много тысяч лет до нашей эры какой-нибудь неандерталец, взяв два обычных камня, начал ударять их друг о друга. Ну а что, не так уж много было у неандертальцев развлечений. А его товарищ, с которым он обычно на мамонта вместе ходил, застав друга за этим увлекательным занятием, вдруг забыл обо всех своих мыслях и погрузился в эту последовательность обычных ударов.

Звуки ударяющихся камней притягивали к себе его внимание, они как бы сливались в одно целое, в какой-то общий узор. Это и было первое музыкальное произведение. Может быть, все было совсем не так, как я себе это представил, да и вряд ли кто-нибудь знает наверняка, как появилась музыка, но я уверен, что человек начал комбинировать звуки особым образом еще до того, как появился первый музыкальный инструмент.

Вы спросите, как древний человек мог играть на камнях?
Что же было музыкального в ударах камней друг о друга, ведь на камнях же нельзя сыграть даже самую простую мелодию?
Удары камней было организованы ритмически. Т.е. в музыкальном произведении
древнего человека присутствовал ритм.

Я считаю, что сначала появился ритм, а только потом, когда изобрели первые музыкальные инструменты, появилась мелодия.   

Что же такое ритм?

Ритм – это то, благодаря чему мы может отличить, например, марш от вальса, или мазурку от польки и т.д.

В разных учебниках и словарях определение ритма дается по-своему. В основном, ритм определяют как соотношение длительностей звуков в их последовательности. Не очень понятно, правда? А как вам такое определение: “Музыкальный ритм – это закономерное чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов”? Из всех определений ритма, которые я встречал, это нравится мне больше всего. Но лично я для себя упростил это определение до следующего: ритм – это закономерное чередование и соотношение акцентов.

Почему именно акцентов? 

Вспомните звучание барабанной дроби. Очень сложно определить длительность ударов барабана, т.к. звук затухает сразу же после его извлечения. Значит ритм музыки у исполнителя, играющего только на ударных инструментах, основан только на акцентах.

А в музыке, где есть мелодия, акценты образуются благодаря различному соотношению музыкальных длительностей и пауз. Кстати, чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Можете сами проверить! Ритм  - это один из основных элементов выразительности мелодии.

А я вам предлагаю послушать произведение, где акцентированные ноты для наглядности я подчеркнул ударами малого барабана:


Вы, наверное, заметили, что чередования акцентов повторяются. В этом проявляется закономерность ритма. А еще ритмический рисунок может меняться в течение музыкального произведения (что можно увидеть и в нашем примере).

Ну вот и все, что я хотел рассказать про одно из основных выразительных средств музыки.  


Читайте также:

 

 

Отправить комментарий

1 Комментарии

Sergey Smirnov написал(а)…
Очень понятная и внятная статья! В учебниках по музыкальной теории тема ритма практически не раскрывается. В одном не уверен: "чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия". В джазе, например, у ритма своя жизнь, у соло - своя :) но это как мне кажется.