Вы никогда не думали о том, как
появилась музыка? Как человек понял, что определенные комбинации звуков приятны
для слуха и кажутся … “правильными”, что ли?
Я представляю это примерно следующим
образом. Много тысяч лет до нашей эры какой-нибудь неандерталец, взяв два
обычных камня, начал ударять их друг о друга. Ну а что, не так уж много было у
неандертальцев развлечений. А его товарищ, с которым он обычно на мамонта
вместе ходил, застав друга за этим увлекательным занятием, вдруг забыл обо всех
своих мыслях и погрузился в эту последовательность обычных ударов.
Звуки
ударяющихся камней притягивали к себе его внимание, они как бы сливались в одно
целое, в какой-то общий узор. Это и было первое музыкальное произведение. Может
быть, все было совсем не так, как я себе это представил, да и вряд ли
кто-нибудь знает наверняка, как появилась музыка, но я уверен, что человек
начал комбинировать звуки особым образом еще до того, как появился первый
музыкальный инструмент.
Вы спросите, как древний человек мог
играть на камнях?
Что же было музыкального в ударах
камней друг о друга, ведь на камнях же нельзя сыграть даже самую простую
мелодию?
Удары камней было организованы
ритмически. Т.е. в музыкальном произведении
древнего человека присутствовал ритм.
Я считаю, что сначала появился ритм, а
только потом, когда изобрели первые музыкальные инструменты, появилась
мелодия.
Что же такое ритм?
Ритм – это то, благодаря чему мы может
отличить, например, марш от вальса, или мазурку от
польки и т.д.
В разных учебниках и словарях
определение ритма дается по-своему. В основном, ритм определяют как соотношение
длительностей звуков в их последовательности. Не очень понятно, правда? А как
вам такое определение: “Музыкальный ритм – это
закономерное чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и
акцентов”? Из всех определений ритма, которые я встречал, это нравится мне
больше всего. Но лично я для себя упростил это определение до следующего: ритм – это закономерное чередование и соотношение
акцентов.
Почему именно акцентов?
Вспомните звучание
барабанной дроби. Очень сложно определить длительность ударов барабана, т.к.
звук затухает сразу же после его извлечения. Значит ритм музыки у исполнителя,
играющего только на ударных инструментах, основан только на акцентах.
А в музыке, где есть
мелодия, акценты образуются благодаря различному соотношению музыкальных
длительностей и пауз. Кстати, чередование звуков вне определенного ритма не
воспринимается как мелодия. Можете сами проверить! Ритм - это один из основных элементов
выразительности мелодии.
А я вам предлагаю
послушать произведение, где акцентированные ноты для наглядности я подчеркнул
ударами малого барабана:
Вы, наверное, заметили, что чередования акцентов повторяются. В этом проявляется закономерность ритма. А еще ритмический рисунок может меняться в течение музыкального произведения (что можно увидеть и в нашем примере).
Ну вот и все, что я хотел рассказать про одно из основных выразительных средств музыки.
Читайте также:
1 Комментарии