воскресенье, 20 апреля 2025 г.

Как я проходил интенсив по написанию музыки от Skillbox

Добрый день, уважаемые читатели блога! 


Сегодня хотел бы поделиться с вами опытом прохождения небольшого интенсива по созданию электронной музыки, который проводила платформа онлайн-образования «Skillbox».


В качестве эксперта и преподавателя выступил Григорий Белоусов, музыкант и саунд-дизайнер с большим опытом. Он сотрудничал с такими брендами как «KIA», «Gamma Festival», «Quiksilver» и другими.
 

Стоит сказать, что мини-курс, о котором пойдет речь далее, был рассчитан в первую очередь на новичков в деле написания и обработки музыки и звука, однако, как мне кажется, даже довольно опытный музыкант смог бы почерпнуть в процессе обучения что-нибудь полезное для себя.
 

В чем же заключалась суть обучения?
 

На 3-дневном бесплатном интенсиве спикер обучал тому, как из обычных бытовых звуков, окружающих вас в повседневной жизни, можно создать готовый электронный танцевальный трек в стиле «house».
 

Звучит интригующе!
 

Для создания собственной композиции предварительно требовалось лишь записать необходимые звуки на обычный диктофон смартфона.
 

После этого нужно было проанализировать и обработать записанные аудиофайлы и создать из них готовый электронный танцевальный трек в стиле «house». 


Вот такой творческий подход предложил эксперт!
 

Как мне кажется, задумка наставника оказалась очень даже небанальной и оригинальной, поскольку студентам не предлагалось использовать уже готовые семплы или синтезаторные пресеты, созданные другими людьми. 


По завершении работы у многих композиторов-новичков наверняка возникла гордость за то, что они сделали трек самостоятельно, а не украли чужие семплы.
 

При этом, спикер оговорился, что можно подгружать и дополнительные семплы к уже записанным студентами звукам для того, чтобы получить более плотное звучание.

Как я уже упомянул, обучение длилось 3 дня. Давайте рассмотрим, что происходило на занятиях в каждом из этих дней.

 

День 1


Вся работа над треком производилась в программе «Ableton.Live!»
 

Первым делом спикер научил слушателей ориентироваться в интерфейсе программы «Ableton.Live!» и совершать базовые настройки.
 

Затем он сделал обзор браузера программы «Ableton». В нашем случае это очень важно, поскольку все записанные нами на диктофон звуки отображались именно в браузере после указания папки, в которой хранятся записи. 

 

Изображение окна браузера в программе Ableton
Работаем с браузером Ableton

 

Далее мы ознакомились с некоторыми другими важными настройками, такими как «Preferences» (Предпочтения).

 

Изображение окна Preferences в программе Ableton.Live!
Выполняем настройки в окне Preferences

 

А затем мы наконец приступили к тому, чего больше всего ждали, т.е. к собственно творчеству.
 

Итак, первый звук, который записал автор интенсива, был звук какой-то смешной на вид, но при этом звонкой, погремушки в виде шута. 
 

Изображение спикера интенсива с погремушкой в виде шута
Звучание этой погремушки понадобится нам для трека

Данный звук планировалось использовать в качестве сбивки в будущем треке, т.е. в месте перехода от одной части трека к другой.
 

Кстати, звучит эта погремушка следующим образом.

 


 

Многим это может показаться забавным, но преподаватель посоветовал слушателям-новичкам, у которых нет своей звукозаписывающей студии с необходимой акустикой, записывать звуки в заполненном одеждой шкафу, поскольку там нет эха, которое подмешивалось бы к записываемому звуку.
 

Кстати, если вам кажется это смешным, и вы не верите, что звук из шкафа окажется лучшего качества, чем звук, записанный в обычной комнате, то попробуйте сделать запись в обоих пространствах и затем сравните результаты.
 

А мы идем дальше.
 

Следующий звук, который понадобился для создания трека – это звук бас-барабана («бочки»).
 

Поскольку в настоящей «бочке» звук извлекается путем удара колотушки по пластиковой мембране, то для имитации звука бас-барабана в домашних условиях спикер предложил записать звук удара по наполненной пластиковой бутылке от подсолнечного масла.
 

Получился следующий звук.

 


 

Затем нам нужно было создать звук барабана том-том. Мы имитировали его путем удара палочкой по металлическому предмету.
 

Аналогичным образом были сымитированы звуки и других инструментов, необходимых для создания электронной композиции, а именно звуки тарелок «hi-hat», «snare» (рабочего барабана), шейкера и т.д.
 

Чтобы, например, повторить звук шейкера в бытовых условиях, вы можете насыпать какую-нибудь крупу вроде риса или гречки в пластиковую банку и начать встряхивать данную емкость.
 

А повторить звук инструмента «clap» (хлопок) не составило совсем никакого труда: нужно было лишь записать, как вы хлопаете в ладоши.
 

А вот чтобы сымитировать звук баса, спикер предложил записать звук работающей стиральной машины. 

 



И пусть вас не смущает, что данный звук не совсем похож на энергичный бас из вашего любимого танцевального трека. После транспонирования данной записи по высоте вниз и обработки в семплере, звучание баса раскроется с более привлекательной стороны.
 

В общем, подход к обучению у преподавателя интенсива оказался очень креативным. 


В процессе работы над треком я с удивлением открыл для себя тот факт, что обычные звуки окружающего мира, будь то шум отбойного молотка, который долбит асфальт за окном, или звук работающего холодильника, которые изначально могут показаться неказистыми и совершенно немузыкальными и неуместными в треке, после определенной обработки могут оказаться как раз тем инструментом, который нужен для создания композиции. 


День 2


В начале второго дня интенсива, спикер уделил внимание созданию звуков из нескольких слоев.


Как уже говорилось ранее, наставник рекомендовал записывать несколько версий (слоев) одного и того же инструмента, чтобы впоследствии можно быть составить из нескольких семплов один многослойный звук. 


Делается это для того, чтобы звук стал более насыщенный, объемным и плотным. 


Вот пример «бочки» (бас-барабана), состоящей из трех записанных семплов. 

 

Изображение трех дорожек с записями бочки (бас-барабана)
Пример бас-барабана, состоящего из  трёх слоев
 

Допустим, в первой записи бочки хорошо звучит высокочастотный щелчок в фазе атаки, а во второй записи бас-барабана удачной получилась низкочастотная составляющая в фазе затухания. И при одновременном воспроизведении этих записей мы получим одну объемную бочку с пробивной атакой и гулким плотным затуханием.
 

Далее автор объяснил, как выполнять частотную обработку всех слоев бочки с помощью эквалайзера.

Изображение штатного эквалайзера программы Ableton
Настраиваем эквалайзер


Спикер рассказал про важные настройки эквалайзера, виды срезов, останавливался на таких важных для новичка моментах эквализации, как:

  • предпочтительность уменьшения громкости (вырезания) ненужных частот перед повышением громкости (усилением) нужных частот, поскольку вырезание помогает избежать возникновения частотных конфликтов с другими инструментами;


  • необходимость вырезать суб-низкие частоты (30Hz и ниже) почти во всех инструментах кроме баса и суб-баса, поскольку там содержится низкочастотный мусор, который будет конфликтовать с басовыми инструментами;


  • нежелательность удаления частот в диапазоне 90-100 Hz почти во всех инструментах во избежания появления неприятного металлического звучания.

 

После этого, наставник перешел к динамической обработке инструментов с помощью компрессора. 


Автор подробно объяснил функции всех регуляторов, имеющихся в компрессоре. 

 

Изображение компрессора программы Ableton
Регулируем настройки компрессора

Для себя я выделил следующие полезные моменты:
 

  • При выставлении параметра «ratio» в значения выше, чем 4:1, компрессор уже перестает работать по своему основному предназначению, которое заключается в сужении динамического диапазона звука без создания ощущения его «пережатости», и начинает работать как лимитер. 
  • Чем меньшее значение параметра «attack» будет задано, тем жестче будет звучать обработанный компрессором звук. Чем большее значение attack будет установлено, тем мягче будет звук на выходе.

 

Далее спикер перешел к пространственной обработке инструментов. 

Для этого использовался такой эффект как реверберация, т.е. искусственное создание акустики определенного помещения или пространства. 

 

Изображение ревербератора программы Ableton
Настраиваем ревербератор

Автор вебинара довольно подробно объяснил, как настраивать ревербератор.
 

Как оказалось, у встроенного ревербератора «Ableton» есть интересный регулятор под названием «Stereo», который помогает сделать звучание реверберации более широким. На сколько я знаю, не у всех ревербераторов такая функция имеется.
 

Также я открыл для себя интересный факт, что в ревербераторе «Ableton» имеется такой регулятор как «Shape», который задает перекрытие между параметрами «Reflect» (начало реверберации) и «Defuse» (хвост реверберации), т.е. создает эффект прерывания (паузу) между началом и хвостом реверберации.


В других ревербераторах я такой настройки не замечал!
 

Далее эксперт объяснил структуру танцевального трека, т.е. из каких частей он состоит, например, intro, breaks, main part, breakdown и т .д., а также рассказал, как указать границы начала и конца структурных элементов трека в окне аранжировки программы «Ableton».

 

Изображение разметки структуры трека в программе Ableton
Размечаем составные части трека

После этого спикер приступил к финальной стадии работы над композицией, т.е. к сведению трека. 


3 день


Третий день обучения был уделен подведению итогов и проверке домашних заданий слушателей интенсива. 


Спикер также продемонстрировал свой трек, который он успел создать за время непродолжительного вебинара.

 

Я записал небольшой кусочек его вступительной части.

 

 

Вот, в принципе, и всё, что я хотел вам рассказать.

Вывод


Итак, по итогу прохождения бесплатного интенсива могу сказать, что вебинары получились довольно информативными, хотя они и были непродолжительными (2 вебинара по 2 часа и 1 вебинар продолжительностью 1 час) и рассчитаны были на новичков, которые впервые использовали программу для создания музыки. 


Для себя я нашел полезным информацию по динамической обработке и эквализации. Также, было любопытно изучить подход профессионального звукорежиссера и саунд-дизайнера к сведению композиции.

Из минусов можно назвать то, что периодически интенсив прерывался соведущим интенсива, который рассказывал про другие курсы, которые можно изучить в их школе. 


Однако, стоит сказать, что на качестве самого интенсива это негативно не сказалось.


Безусловно, у платформы Skillbox есть множество полноценных курсов по созданию музыки и обработке звука. Об их особенностях, программах обучения и продолжительности обучения у меня есть отдельная статья

 

Желаю удачи в освоении новых знаний по теме создания музыки!

Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter Telegram Vkontakte
Рекомендуем × +
Как я проходил интенсив по написанию музыки от Skillbox
4 5