Добрый день, уважаемые читатели блога!
Сегодня хотел бы поделиться с вами опытом прохождения небольшого интенсива по созданию электронной музыки, который проводила платформа онлайн-образования «Skillbox».
В качестве эксперта и преподавателя выступил Григорий Белоусов, музыкант и саунд-дизайнер с большим опытом. Он сотрудничал с такими брендами как «KIA», «Gamma Festival», «Quiksilver» и другими.
Стоит сказать, что мини-курс, о котором пойдет речь далее, был рассчитан в первую очередь на новичков в деле написания и обработки музыки и звука, однако, как мне кажется, даже довольно опытный музыкант смог бы почерпнуть в процессе обучения что-нибудь полезное для себя.
В чем же заключалась суть обучения?
На 3-дневном бесплатном интенсиве спикер обучал тому, как из обычных бытовых звуков, окружающих вас в повседневной жизни, можно создать готовый электронный танцевальный трек в стиле «house».
Звучит интригующе!
Для создания собственной композиции предварительно требовалось лишь записать необходимые звуки на обычный диктофон смартфона.
После этого нужно было проанализировать и обработать записанные аудиофайлы и создать из них готовый электронный танцевальный трек в стиле «house».
Вот такой творческий подход предложил эксперт!
Как мне кажется, задумка наставника оказалась очень даже небанальной и оригинальной, поскольку студентам не предлагалось использовать уже готовые семплы или синтезаторные пресеты, созданные другими людьми.
По завершении работы у многих композиторов-новичков наверняка возникла гордость за то, что они сделали трек самостоятельно, а не украли чужие семплы.
При этом, спикер оговорился, что можно подгружать и дополнительные семплы к уже записанным студентами звукам для того, чтобы получить более плотное звучание.
Как я уже упомянул, обучение длилось 3 дня. Давайте рассмотрим, что происходило на занятиях в каждом из этих дней.
День 1
Вся работа над треком производилась в программе «Ableton.Live!»
Первым делом спикер научил слушателей ориентироваться в интерфейсе программы «Ableton.Live!» и совершать базовые настройки.
Затем он сделал обзор браузера программы «Ableton». В нашем случае это очень важно, поскольку все записанные нами на диктофон звуки отображались именно в браузере после указания папки, в которой хранятся записи.
![]() |
Работаем с браузером Ableton |
Далее мы ознакомились с некоторыми другими важными настройками, такими как «Preferences» (Предпочтения).
![]() |
Выполняем настройки в окне Preferences |
А затем мы наконец приступили к тому, чего больше всего ждали, т.е. к собственно творчеству.
Итак, первый звук, который записал автор интенсива, был звук какой-то смешной на вид, но при этом звонкой, погремушки в виде шута.
![]() |
Звучание этой погремушки понадобится нам для трека |
Данный звук планировалось использовать в качестве сбивки в будущем треке, т.е. в месте перехода от одной части трека к другой.
Кстати, звучит эта погремушка следующим образом.
Многим это может показаться забавным, но преподаватель посоветовал слушателям-новичкам, у которых нет своей звукозаписывающей студии с необходимой акустикой, записывать звуки в заполненном одеждой шкафу, поскольку там нет эха, которое подмешивалось бы к записываемому звуку.
Кстати, если вам кажется это смешным, и вы не верите, что звук из шкафа окажется лучшего качества, чем звук, записанный в обычной комнате, то попробуйте сделать запись в обоих пространствах и затем сравните результаты.
А мы идем дальше.
Следующий звук, который понадобился для создания трека – это звук бас-барабана («бочки»).
Поскольку в настоящей «бочке» звук извлекается путем удара колотушки по пластиковой мембране, то для имитации звука бас-барабана в домашних условиях спикер предложил записать звук удара по наполненной пластиковой бутылке от подсолнечного масла.
Получился следующий звук.
Затем нам нужно было создать звук барабана том-том. Мы имитировали его путем удара палочкой по металлическому предмету.
Аналогичным образом были сымитированы звуки и других инструментов, необходимых для создания электронной композиции, а именно звуки тарелок «hi-hat», «snare» (рабочего барабана), шейкера и т.д.
Чтобы, например, повторить звук шейкера в бытовых условиях, вы можете насыпать какую-нибудь крупу вроде риса или гречки в пластиковую банку и начать встряхивать данную емкость.
А повторить звук инструмента «clap» (хлопок) не составило совсем никакого труда: нужно было лишь записать, как вы хлопаете в ладоши.
А вот чтобы сымитировать звук баса, спикер предложил записать звук работающей стиральной машины.
И пусть вас не смущает, что данный звук не совсем похож на энергичный бас из вашего любимого танцевального трека. После транспонирования данной записи по высоте вниз и обработки в семплере, звучание баса раскроется с более привлекательной стороны.
В общем, подход к обучению у преподавателя интенсива оказался очень креативным.
В процессе работы над треком я с удивлением открыл для себя тот факт, что обычные звуки окружающего мира, будь то шум отбойного молотка, который долбит асфальт за окном, или звук работающего холодильника, которые изначально могут показаться неказистыми и совершенно немузыкальными и неуместными в треке, после определенной обработки могут оказаться как раз тем инструментом, который нужен для создания композиции.
День 2
В начале второго дня интенсива, спикер уделил внимание созданию звуков из нескольких слоев.
Как уже говорилось ранее, наставник рекомендовал записывать несколько версий (слоев) одного и того же инструмента, чтобы впоследствии можно быть составить из нескольких семплов один многослойный звук.
Делается это для того, чтобы звук стал более насыщенный, объемным и плотным.
Вот пример «бочки» (бас-барабана), состоящей из трех записанных семплов.
![]() |
Пример бас-барабана, состоящего из трёх слоев |
Допустим, в первой записи бочки хорошо звучит высокочастотный щелчок в фазе атаки, а во второй записи бас-барабана удачной получилась низкочастотная составляющая в фазе затухания. И при одновременном воспроизведении этих записей мы получим одну объемную бочку с пробивной атакой и гулким плотным затуханием.
Далее автор объяснил, как выполнять частотную обработку всех слоев бочки с помощью эквалайзера.
![]() |
Настраиваем эквалайзер |
Спикер рассказал про важные настройки эквалайзера, виды срезов, останавливался на таких важных для новичка моментах эквализации, как:
- предпочтительность уменьшения громкости (вырезания) ненужных частот перед повышением громкости (усилением) нужных частот, поскольку вырезание помогает избежать возникновения частотных конфликтов с другими инструментами;
- необходимость вырезать суб-низкие частоты (30Hz и ниже) почти во всех инструментах кроме баса и суб-баса, поскольку там содержится низкочастотный мусор, который будет конфликтовать с басовыми инструментами;
- нежелательность удаления частот в диапазоне 90-100 Hz почти во всех инструментах во избежания появления неприятного металлического звучания.
После этого, наставник перешел к динамической обработке инструментов с помощью компрессора.
Автор подробно объяснил функции всех регуляторов, имеющихся в компрессоре.
![]() |
Регулируем настройки компрессора |
Для себя я выделил следующие полезные моменты:
- При выставлении параметра «ratio» в значения выше, чем 4:1, компрессор уже перестает работать по своему основному предназначению, которое заключается в сужении динамического диапазона звука без создания ощущения его «пережатости», и начинает работать как лимитер.
- Чем меньшее значение параметра «attack» будет задано, тем жестче будет звучать обработанный компрессором звук. Чем большее значение attack будет установлено, тем мягче будет звук на выходе.
Далее спикер перешел к пространственной обработке инструментов.
Для этого использовался такой эффект как реверберация, т.е. искусственное создание акустики определенного помещения или пространства.
![]() |
Настраиваем ревербератор |
Автор вебинара довольно подробно объяснил, как настраивать ревербератор.
Как оказалось, у встроенного ревербератора «Ableton» есть интересный регулятор под названием «Stereo», который помогает сделать звучание реверберации более широким. На сколько я знаю, не у всех ревербераторов такая функция имеется.
Также я открыл для себя интересный факт, что в ревербераторе «Ableton» имеется такой регулятор как «Shape», который задает перекрытие между параметрами «Reflect» (начало реверберации) и «Defuse» (хвост реверберации), т.е. создает эффект прерывания (паузу) между началом и хвостом реверберации.
В других ревербераторах я такой настройки не замечал!
Далее эксперт объяснил структуру танцевального трека, т.е. из каких частей он состоит, например, intro, breaks, main part, breakdown и т .д., а также рассказал, как указать границы начала и конца структурных элементов трека в окне аранжировки программы «Ableton».
![]() |
Размечаем составные части трека |
После этого спикер приступил к финальной стадии работы над композицией, т.е. к сведению трека.
3 день
Третий день обучения был уделен подведению итогов и проверке домашних заданий слушателей интенсива.
Спикер также продемонстрировал свой трек, который он успел создать за время непродолжительного вебинара.
Я записал небольшой кусочек его вступительной части.
Вот, в принципе, и всё, что я хотел вам рассказать.
Вывод
Итак, по итогу прохождения бесплатного интенсива могу сказать, что вебинары получились довольно информативными, хотя они и были непродолжительными (2 вебинара по 2 часа и 1 вебинар продолжительностью 1 час) и рассчитаны были на новичков, которые впервые использовали программу для создания музыки.
Для себя я нашел полезным информацию по динамической обработке и эквализации. Также, было любопытно изучить подход профессионального звукорежиссера и саунд-дизайнера к сведению композиции.
Из минусов можно назвать то, что периодически интенсив прерывался соведущим интенсива, который рассказывал про другие курсы, которые можно изучить в их школе.
Однако, стоит сказать, что на качестве самого интенсива это негативно не сказалось.
Безусловно, у платформы Skillbox есть множество полноценных курсов по созданию музыки и обработке звука. Об их особенностях, программах обучения и продолжительности обучения у меня есть отдельная статья.
Желаю удачи в освоении новых знаний по теме создания музыки!