Виды метров и музыкальных размеров

В предыдущей статье я рассказывал вам про метр и музыкальный размер. В этот раз расскажу какие бывают виды метров и размеров. 

Метр, в котором сильные доля повторяются через одну слабую долю, называется двухдольным.

Метр, в котором сильная доля повторяется через две слабые доли, называется трехдольным. 

Простые метры — это двудольные или трёхдольные метры, т.е. у простых метров сильная доля повторяется через одну либо через две слабые доли. Музыкальные размеры, выражающие простые метры, также называются простыми.   

К простым размерам относятся:

а)двухдольные: 2/2,  2/4, 2/8 (Размер 2/2 называется “alla breve” и эквивалентен вот такому знаку) 
б)трехдольные: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16   

В этом видео пример размера 3/4 (В этом и в последующих примерах для наглядности звуком бас-барабана подчеркиваются сильные доли, а звуком тарелок - слабые).


При слиянии одинаковых простых метров (например 2/2+2/2, 3/4+3/4 и т.д.) образуются сложные (составные) метры.

Сложный метр состоит из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Первая доля сложного метра акцентирована сильнее остальных его долей, поэтому эта доля называется сильной, а доля с менее сильным акцентом называется относительно сильной долей.

Все размеры, выражающие сложные метры, называются сложными размерами.

Они делятся на:

а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, 4/2 (Размер 4/4 эквивалентен знаку С).

б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, 6/16

в) девятидольные размеры: 9/8, 9/4, 9/16

г) двенадцатидольные размеры: 12/8 , 12/16

Предлагаю вам послушать пример произведения в размере 6/8 (сильные и относительно сильные доли подчеркиваются звуком бас-барабана, слабые-тарелками):

 

Если при определении метра музыкального произведения ориентироваться только на сильные доли, то можно ошибиться. Например, в размере 6/8 акцент сильной доли повторяется с такой же периодичностью, как и в размере 3/4, поэтому при определении музыкального размера всегда прислушивайтесь к пульсации, которая возникает в вашем воображении при прослушивании музыки.  Вот вам для наглядности пример произведения в размере 6/8 с “неправильной” пульсацией (3/4 - ой) слабых долей:


От сложения двух или нескольких простых разнородных метров (например, 3/4+2/4 или 3/4+2/4+2/4) образуются сложные смешанные метры. Они выражаются смешанными размерами. Наиболе распостаненные из них:

а)пятидольные - 5/4, 5/8

б)семидольные - 7/4, 7/8

Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:

а) строение сложных смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;

б) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно (непериодично).

Иногда в одном и том же произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.

В смешанном размере, рядом с основным обозначением размера обычно пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте.

А вот вам и пример смешанного размера 5/4. Попробуйте сами определить из каких простых размеров он состоит. Сразу после видео увидите ответ)

2/4+3/4

Существуют также переменные размеры. В случае смены размера новый размер выставляется в начале такта. Перед вами пример произведения с переменным размером:


Ну вот вроде бы и все, что касается метра и размера. Напоследок хотелось бы отметить, что почти всегда слово «метр» и «размер» употребляют как синонимы. Однако есть существенная разница между этими понятиями — размер, в отличие от метра, задает относительную длительность каждой доли (т.е. нет привязки к конкретному темпу произведения). А метр (т.е. пульсация) появляется только на основе реально звучащей музыки, а не на бумаге.


Читайте также:
 

 
 

Отправить комментарий

0 Комментарии