В предыдущей статье я
рассказывал вам про метр и музыкальный размер. В этот раз расскажу какие бывают
виды метров и размеров.
Читайте также:
Метр, в котором сильные
доля повторяются через одну слабую долю, называется двухдольным.
Метр, в котором сильная
доля повторяется через две слабые доли, называется трехдольным.
Простые метры — это
двудольные или трёхдольные метры, т.е. у простых метров сильная доля повторяется
через одну либо через две слабые доли. Музыкальные размеры, выражающие простые
метры, также называются простыми.
К простым размерам
относятся:
б)трехдольные: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16
В этом видео пример размера 3/4 (В этом и в последующих примерах для наглядности звуком бас-барабана подчеркиваются сильные доли, а звуком тарелок - слабые).
При слиянии одинаковых простых метров (например 2/2+2/2, 3/4+3/4 и т.д.) образуются сложные (составные) метры.
Сложный метр состоит из двух или более простых метров.
Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество
сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих
в его состав.
Первая
доля сложного метра акцентирована сильнее остальных его долей, поэтому эта доля называется сильной, а доля с менее сильным акцентом
называется относительно сильной долей.
Все размеры, выражающие сложные метры, называются сложными
размерами.
Они делятся на:
а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, 4/2 (Размер 4/4 эквивалентен знаку С).
б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, 6/16
в) девятидольные размеры: 9/8, 9/4, 9/16
г) двенадцатидольные размеры: 12/8 , 12/16
Предлагаю вам послушать пример произведения в размере 6/8 (сильные и относительно сильные доли подчеркиваются звуком бас-барабана, слабые-тарелками):
Если при определении метра
музыкального произведения ориентироваться только на сильные доли, то можно ошибиться.
Например, в размере 6/8 акцент сильной доли повторяется с такой же
периодичностью, как и в размере 3/4, поэтому при определении музыкального
размера всегда прислушивайтесь к пульсации, которая возникает в вашем
воображении при прослушивании музыки. Вот
вам для наглядности пример произведения в размере 6/8 с “неправильной”
пульсацией (3/4 - ой) слабых долей:
От сложения двух или нескольких простых разнородных метров (например, 3/4+2/4 или 3/4+2/4+2/4) образуются сложные смешанные метры. Они выражаются смешанными размерами. Наиболе распостаненные из них:
а)пятидольные - 5/4, 5/8
б)семидольные - 7/4, 7/8
Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:
а) строение сложных смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;
б) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно (непериодично).
Иногда в одном и том же произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.
В смешанном размере, рядом с основным обозначением размера обычно пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте.
А вот вам и пример смешанного размера 5/4. Попробуйте сами определить из каких простых размеров он состоит. Сразу после видео увидите ответ)
2/4+3/4
Существуют также переменные размеры. В случае смены размера новый размер выставляется в начале такта. Перед вами пример произведения с переменным размером:
Ну вот вроде бы и все, что касается метра и размера. Напоследок хотелось бы отметить, что почти всегда слово «метр» и «размер» употребляют как синонимы. Однако есть существенная разница между этими понятиями — размер, в отличие от метра, задает относительную длительность каждой доли (т.е. нет привязки к конкретному темпу произведения). А метр (т.е. пульсация) появляется только на основе реально звучащей музыки, а не на бумаге.
Читайте также:
0 Комментарии