Сайдчейн представляет собой звуковой эффект, который позволяет музыкантам добиться того, чтобы громкость звучания баса или какого-либо другого продолжительно звучащего инструмента стремительно падала во время воспроизведения триггера, в качестве которого может выступить, например, бас-барабан или другой инструмент с резкой атакой, очень коротким временем звучания и быстрым затуханием.
Как правило, сайдчейн используют для решения следующих задач:
1) Избавиться от «мутности» в звучании.
Когда спектры частот нескольких одновременно воспроизводимых сигналов частично совпадают, возникают частотные конфликты, из-за которых оба инструмента начинают звучать довольно «грязно» и невыразительно.
2) Создать определенный «качающий» эффект при проигрывании баса или любого другого инструмента с длительным звучанием.
Давайте посмотрим, с помощью каких техник можно реализовать вышеупомянутый эффект в программе «FL Studio».
Сайдчейн с помощью лимитера
Чтобы сделать сайдчейн, используя стандартный «фруктовый» лимитер, выполните следующие действия:
1) Для начала добавьте семплы или VST-инструменты, которые будут генерировать сигналы баса и бочки, в качестве каналов стойки «Channel rack».
2) Затем направьте каждый из этих и каналов на отдельные дорожки микшера. Это можно сделать прямо в стойке инструментов «Channel rack», указав номер канала микшера в окошке, расположенном слева от названия канала с инструментом.
Ту же процедуру можно проделать прямо в микшере, кликнув правой кнопкой мыши по свободной дорожке микшера и в выпадающем списке выбрав пункт «Route selected channels to this track».
3) Кликните левой кнопкой мыши по каналу микшера, на который направлен сигнал бас-барабана (kick), а затем в нижней части канала, через который идет звук баса (bass), кликните правой кнопкой мыши по значку в виде треугольника.
4) В выпавшем списке выберите пункт «Sidechain to this track».
5) Кликните левой кнопкой мыши по дорожке микшера с сигналом баса и в стойке эффектов данного канала загрузите плагин «Fruity Limiter».
6) В рабочем окне плагина «Fruity Limiter» перейдите во вкладку «comp» (компрессор) и, кликнув правой кнопкой мыши по полю «sidechain», выберите в выпадающем списке название канала микшера, на который направлен сигнал бас-барабана (kick).
7) С помощью регулятора «Thres» уменьшите значение параметра threshold (порог громкости, при достижении которого компрессор начнет работу) до значения примерно «- 20 dB», а регулятор «Ratio» установите в крайнее правое положение.
8) Теперь можете начать воспроизведение, чтобы услышать результат.
9) Чтобы усилить «качающий» эффект, еще больше уменьшите значение параметра «thres».
Если звучание баса после его обработки сайдчейном показалось вам довольно агрессивным, то вы можете настроить плавность его звучания с помощью регуляторов «att» (attack) и «rel» (release), расположенных в секции «Envelope».
Сайдчейн заданной полосы частот
При реализации метода, описанного в предыдущем разделе, мы уменьшали громкость звучания всего частотного спектра баса во время звучания бочки (бас-барабана).
Однако поскольку частотный конфликт между бочкой и басом возникает, как правило, лишь в области низких частот, иногда бывает желательным сделать так, чтобы во время звучания бочки затухало звучание только низких частот баса, а громкость средних и высоких частот оставалась нетронутой.
Такой вид сайдчейна становится актуальным в тем случая, когда вам не нужен «качающий» эффект, а нужно лишь решить проблему частотных конфликтов.
Подобную технику возможно реализовать в программе «FL Studio» следующим образом:
1) Направьте сигналы баса и бас-барабана на отдельные каналы микшера так же, как мы это делали в предыдущем способе.
2) Кликните левой кнопкой мыши по каналу микшера, через который идет сигнал баса (bass) и добавьте в стойку эффектов данного канала плагин «Fruity Parametric EQ2».
3) Кликните левой кнопкой мыши по дорожке микшера, на которую направлен звук бочки (kick) и загрузите в стойку эффектов этой дорожки плагин «Fruity Peak Controller».
4) Откройте плагин «Fruity Parametric EQ2» и кликните правой кнопкой мыши по регулятору громкости крайней левой полосы частот, которая окрашена в фиолетовый цвет, и в выпадающем списке выберите пункт «Link to controller».
5) В открывшемся окне «Remote control settings» в секции «Internal controller» выберите пункт «Peak Ctrl - Peak», а в поле «Mapping formula» выберите пункт «Inverted». После этого нажмите на кнопку «Accept».
6) Теперь перейдите в окно плагина «Fruity Peak Controller» и установите регулятор «Base» в значение примерно «50%». Скорость эффекта сайдчейн можно настроить с помощью параметра «Decay».
7) Теперь можете начать воспроизведение и наблюдать в окне эквалайзера «Fruity Parametric EQ2» как меняется громкость звучания заданной полосы частот баса.
Увеличить ширину полосы частот, которая подвергается обработке эффектом сайдчейн, можно с помощью регулятора «freq», расположенного под регулятором громкости нижней полосы частот (окрашен в фиолетовый цвет).
Сайдчейн с помощью плагина «Gross Beat»
Еще одним вариантом получения эффекта сайдчейн в программе фл студио является его реализация с помощью плагина «Gross Beat».
Добиться вышеупомянутого эффекта с его помощью вы можете, проделав следующие шаги:
1) Направьте звуки баса и бочки на отдельные каналы микшера так же, как мы это делали в двух предыдущих методах.
2) Кликните левой кнопкой мыши по каналу микшера, на который направлен сигнал баса (bass) и загрузите плагин «Gross Beat» в стойку эффектов данного канала.
3) В левой нижней части рабочего окна плагина «Gross Beat» выберите пункт под названием «Sidechain».
4) Вот, в принципе и всё! Теперь можно начать воспроизведение и услышать желаемый эффект.
5) В правой части рабочего окна вы можете отрегулировать огибающую громкости баса на ваш вкус, ухватившись левой кнопкой мыши за специальные «узелки», расположенные на огибающей и перемещая их.
6) Также, сделать эффект сайдчейна более плавным и менее агрессивным можно с помощью регуляторов «att» и «rel», расположенных в левой нижней части рабочего окна.
На этом статья о таком интересном и, в определенных случаях, незаменимом эффекте как сайдчейн подходит к концу.
Помните, что рассматриваемый выше эффект можно применять не только в связке бас - бочка. В качестве тригера вместо бас-барабана может быть использован, например, малый барабан (snare), а в качестве второго инструмента атмосферные пады (pads) или даже вокал.
Таким образом, здесь вам предоставляется огромный простор для творчества и экспериментов. Остается лишь пожелать вам, чтобы эти эксперименты оказались успешными.