Существует расхожее мнение, что понимание того, как написать песню, – это особый дар, который либо дан человеку свыше, либо нет.
С одной стороны, безусловно, определенная доля таланта должна присутствовать в человеке, который хочет заняться сочинительством песен. С другой стороны, имеются веские основания полагать, что искусству сонграйтинга можно научиться.
Не зря же к настоящему времени сонграйтинг преподается в качестве междисциплинарной программы в лучших музыкальных учебных заведениях мира, таких как Музыкальный колледж Беркли, Университет Колорадо в Денвере, Калифорнийский институт искусств, Нью-Йоркский университет, Белмонтский университет, музыкальная школа Фроста при Университете Майами и т.д.
Таким образом, вы можете развить и отточить свои природные задатки сочинителя песен с помощью обучения, в ходе которого вы получите новые знания и обретете необходимые навыки для создания хитов, которые «уйдут в народ» и будут оставаться в памяти людей на протяжении многих лет.
А данная статья поможет вам в вашем стремлении и расскажет о 19 главных правилах, следуя которым, вы станете отличным сонграйтером.
Вот, кстати, и они.
Правило №1: Отталкивайтесь от чужого «референса» при создании своей песни
У неопытных сонграйтеров часто возникают трудности с написанием песен с нуля, поскольку они не знают, с чего начать творческий процесс, и от чего отталкиваться в своей работе.
Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы на первых порах брать за основу своей будущей песни “референсный трек”, или просто “референс”, т.е. запись чьей-либо чужой композиции, которая вам импонируют, и отталкиваться от данного трека при написании собственной песни.
Подобрав референс, необходимо проанализировать следующие его аспекты:
а) Музыкальный жанр, стиль и направление
Определите, в каком жанре и стиле написана рассматриваемая песня.
В современной музыке выделяют огромное количество жанров, направлений и стилей. Разные жанры имеют разные особенности, которые необходимо учитывать при написании похожего произведения.
Начинающему сонграйтеру порой бывает трудно учесть все особенности, характерные для песни конкретного жанра, но с практикой воплощение в жизнь идей и творческих набросков с учетом определенных жанровых особенностей становится всё более простой задачей.
б) Набор инструментов
Определите, какие инструменты звучат в песне. Присутствуют ли в ней акустические (пианино, скрипка, ударная установка и т.д.), электрические (электрогитары и т.д.) или электронные инструменты (синтезаторы и т.д.)? В каком соотношении используются данные инструменты? Каких инструментов больше, а каких меньше? Какие инструменты выведены на передний план, а каким отведена второстепенная роль?
Например, в таком жанре рок-музыки как хэви-метал главенствующая роль отводится электрогитарам.
А если взять кантри-поп музыку, вы заметите, что в звучании композиций, написанных в данном стиле, доминирует смесь акустических и электронных инструментов.
в) Строение гармонии
в) Строение гармонии
Определите, какие аккордовые последовательности применяются в песне.
Например, в основе гармонии современной популярной музыки чаще всего лежат диатонические аккорды.
Диатонические аккорды – это последовательность мажорных (большая терция + малая терция) и минорных (малая терция + большая терция) трезвучий, которые можно построить только из тех ступеней, которые входят в состав выбранной тональности в мажорном или минорном ладу.
Возьмем, к примеру, тональность “до мажор”. Она состоит из нот “до”, “ре”, “ми”, “фа”, “соль”, “ля”, “си”. (На клавиатуре пианино они представлены белыми клавишами.)
В пределах данной тональности можно построить следующие диатонические аккорды:
До мажор (состоит из нот “до”, “ми”, “соль”).
Ре минор (состоит из нот “ре”, “фа”, “ля”).
Ми минор (состоит из нот “ми”, “соль”, “си”).
Фа мажор (состоит из нот “фа”, “ля”, “до”).
Соль мажор (состоит из нот “соль”, “си”, “ре”).
Ля минор (состоит из нот “ля”, “до”, “ми”).
А вот от ноты “си” в тональности “до мажор” нельзя построить диатонический аккорд, ведь сочетание нот “си”, “ре” и “фа” будет представлять собой уменьшенное трезвучие (малая терция + малая терция).
Если же рассмотреть песни, написанные в таком направлении как джаз, то мы заметим, что в основе их гармонии часто встречаются недиатонические аккорды, т.е. сочетания звуков, в составе которых имеются ноты, не являющиеся ступенями тональности, в которой исполняется песня.
Для композиций, сочиненных в стиле кантри в мажорной тональности, характерно заимствование аккордов из параллельной минорной тональности, т.е. из такой тональности, ступени которой представлены идентичными нотами, но имеют тонику, расположенную на полтора тона ниже, чем в мажорной тональности.
г) Виды аккордов в гармонии
Определите, какие виды аккордов используются при построении гармонии.
В жанрах вроде фолк, рок и поп гармония чаще всего основана на последовательности обычных мажорных и минорных трезвучий.
В направлениях вроде выше упомянутого джаза, а также в ответвлениях данного направления, таких как R’n’b и соул дела обстоят иначе.
Чтобы вызвать у слушателя чувство волнения, напряженность и желание непременно дождаться развязки сюжета песни, т.е. для придания песне динамизма и драматизма, сонграйтеры часто используют более сложные аккорды. Среди них можно встретить и септаккорд (аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям), и доминантсептаккорд (септаккорд, который строится от 5-ой ступени мажора или гармонического минора) и другие сочетания звуков.
д) Лад
Определите, в каком ладу написана песня.
Большинство современных композиций пишутся в мажорном или минорном ладу. Однако существуют и других лады (ионийский, фригийский и т.д.), которые могут являться главной характерной чертой определенного жанра.
Например, песни для таких жанров как госпел, bluegrass, кантри-рок часто пишутся в миксолидийском ладу для придания им аутентичного звучания.
е) Песенная форма
Определите, какова песенная форма произведения, которое вы хотите использовать в качестве «референса».
Как вы, возможно, замечали при прослушивании поп-музыки, песни данного жанра состоят в основном из чередований припевов и куплетов.
В музыке, относящейся к жанрам фолк или прогрессивный рок, вы наверняка заметите применение совершенно другой песенной формы, а именно строфической формы, которую нередко именуют формой ААА. Она подразумевает исполнение нескольких разных строф (куплетов) под одну и ту же повторяющуюся мелодию.
Как видите, песенная форма может являться отличительной особенностью жанра.
ж) Темп
Определите, в каком темпе исполняется песня.
Для многих жанров песен характерен какой-то определенный темп исполнения. Например, композиции в таких стилях танцевальной электронной музыки как «техно», «хаус», «транс» очевидно будут выделяться быстрым темпом, от 115 до 130 BPM (ударов в минуту).
А темп песен, созданных в жанре R’n’b, может варьироваться в диапазоне между 80 и 120 BPM.
з) Вокал
Определите, каковы особенности исполнения вокальной партии.
В первую очередь, следует обратить внимание на технику исполнения вокала.
В поп-музыке, а также в таких жанрах как соул и R’n’b исполнители песен нередко прибегают к таким способам украшения исполняемой партии как вокальные рифы (vocal riffing), представляющие собой серию быстро чередующихся коротких нот, идущих как бы «лесенкой» вверх и (или) вниз и исполняемые в пределах одного слова песенного текста или даже в пределах одного гласного звука какого-либо слова.
В качестве примера можно привести композицию «Thinking out loud» популярного британского исполнителя Ed Sheeran. Данная песня изобилует вокальными рифами.
Также, в поп-музыке часто можно встретить исполнение вокального пассажа в технике под названием белтинг (belting), т.е. пения высоким грудным голосом.
При этом вышеописанные техники практически не встречаются в таких направлениях как фолк музыка или бардовская песня.
Помимо обращения внимания на технику исполнения, важно также определить, не помогает ли вокалисту в исполнении песни хор.
Присутствие хора – это одна из отличительных черт таких жанров песен как госпел и церковные песнопения.
и) Тема и стиль
Определите тему и стиль текста рассматриваемой песни.
Как вы, возможно, замечали, каждому жанру музыки соответствуют тексты определенной тематики и стилистики.
В поп-музыке предпочтение отдается таким темам как романтика, любовь, расставание, преодоление трудностей, дружба, взросление, становление и т.д.
А вот характерной особенностью песен, написанных в жанрах кантри или рок-н-ролл, является раскрытие таких тем как грусть, печаль и потери.
Кроме того, чтобы соответствовать определенному жанру, нужно понимать стилистику песен данного жанра.
По этой причине необходимо обращать внимание на то, каким языком написан текст песни.
Если он написан простым разговорным языком с изложением чьего-то личного мнения или представления о чем-то, а также содержит большое количество личные местоимений “Я” и “ты”, то вы, скорее всего, имеете дело с песней, написанной в одном из под-жанров
поп-музыки.
Если же в текст много абстрактных, образных понятий, то перед вами, возможно, музыка в стиле фолк или рок-баллада.
к) Музыкальный размер
В большинстве современных песен, написанных в таких жанрах как поп-музыка, хип-хоп, R’n’b, рок, хард-рок, кантри, госпел и многих других наиболее распространенным музыкальным размером является 4/4.
Однако существуют песни, имеющие необычные (нетрадиционные) музыкальные размеры. В качестве примера можно привести песню «Solsbury Hill» исполнителя Peter Gabriel, написанную в
смешанном размере 7/4.
Также, к песням с необычными размерами можно отнести композицию «The Ocean» группы Led Zeppelin. Здесь можно найти чередование тактов в размерах 4/4 и 7/8.
Нетрадиционные размеры можно встретить и в куплетах песни «Good Morning, Good Morning» от легендарных The Beatles. В данном треке встречаются последовательности тактов в размерах 5/4, 4/4 и ¾.
л) Ритм
Обратите внимание на то, какие ритмические фигуры чаще всего используются в «референсной» композиции.
Кроме того, прислушайтесь, не замечаете ли вы в песне несколько ритмических линий. Если ответ утвердителен, то для жанра, в котором написана рассматриваемая песня, характерна полиритмия.
Она типична, например, для такого класса жанров как «breakbeat», где встречается сочетание ритмической линии, задаваемой мелодией песни, и «ломаного» (синкопированного) ритма, формируемого барабанной партией.
Ярким примером песни, относящейся к направлению «breakbeat», можно назвать композицию «Breathe» группы «The Prodigy».
Правило №2: Решите, на какую аудиторию будет ориентирована ваша песня
Перед написанием текста песни определите её адресата: для кого вы ее пишете. Это девушка, которая страдает из-за неразделенной любви? Или это солдат, который думает о тяготах армейской службы и мечтает о демобилизации?
Хорошо представляя себе и держа в уме портрет своего слушателя, вам гораздо легче будет сочинить песню, которая будет интересна именно для него.
Правило №3: Начните с названия
Логично было бы предположить, что для написания хорошей песни нужно сначала придумать интересную мелодию или набросать хотя бы первые пару строк будущего хита, а уж затем развить начальную идею до стадии полноценной композиции.
Однако зачастую отличные песни рождаются из заголовка.
И в этом нет ничего удивительного. Ведь смысл каждой строчки песни сводится к тому, чтобы подвести слушателя к главной идее песни, которая и выражается ее заголовком.
Если вы придумаете ёмкое название песни, которое благодаря своей архетипичности и символичности будет откликаться в вашем сердце и сердцах ваших слушателей, рождать в воображении целый ряд образов, вызывать эмоции и пробуждать в памяти волнующие воспоминания, то в дальнейшей работе над композицией у вас не возникнет проблем с написанием стихов.
Начав процесс сонграйтинга с придумывания заголовка, вам будет легче фокусироваться на главном посыле песни и не отклоняться от него при написании текста.
В качестве заголовка для песни можно взять содержательные и при этом лаконичные и «цепляющие» слова или фразы из популярных фильмов, телевизионных программ, книг или даже интернет-мемов.
Также, можно просто понаблюдать за окружающей вас жизнью. Быть может хорошее название для вашей новой песни случайно «проскочит», например, в разговоре во время веселой посиделки с друзьями.
Правило №4: Бросайте якоря
В работе психологов широко распространено применение такой техники как «якорение», т.е. воздействие на органы чувств человека определенными тактильными, визуальными, звуковыми и обонятельными стимулами («якорями»), которые ассоциируются с яркими воспоминаниями, имеющимися в его памяти.
С помощью данного приема можно пробудить в человеке сильные эмоции и чувства, связанные с определенными событиями из его жизни.
И это как раз тот прием, который будет полезно перенять сонграйтеру! Ведь правильно подобранные слова песни являются мощными «якорями»!
И это как раз тот прием, который будет полезно перенять сонграйтеру! Ведь правильно подобранные слова песни являются мощными «якорями»!
Те сонграйтеры, которые сознательно или интуитивно пользуются приемом «якорения» при написании текстов песен, в конечном итоге оказываются авторами знаменитых хитов.
Ниже вашему вниманию представлены категории наиболее мощных слов-тригеров, которые уже многократно успешно использовались разными авторами в качестве якорей:
Цвета
Упоминание цветов и оттенков рождает в сознании множество знакомых образов. А сколько известных песен построено вокруг определенного цвета! Достаточно вспомнить такие песни как «На большом воздушном шаре мандаринового цвета…» певицы Ёлки, «Город зеленого цвета» исполнителя по имени Виктор Павлик, «Черный бумер» Серёги, «Yellow Submarine» коллектива The Beatles, «Behind Blue Eyes» группы Limp Bizkit, «Lady in Red» исполнителя Chris de Burgh.
Цифры и числа
Не стоит забывать, что человеку по жизни сопутствуют не только встречи с другими люди, событиями и явлениями, но и постоянное столкновение с цифрами и числами. Они окружают нас повсюду, и многие из них по разным причинам обретают для нас определенный смысл и привлекают к себе особое внимание.
К магии чисел и цифр наверняка прибегали в своем творчестве авторы таких популярных песен как «Миллион алых роз», исполненной Аллой Пугачевой, «Пять минут» Людмилы Гурченко, «Два кусочека колбаски» группы «Комбинация», «Аргентина – Ямайка 5:0» группы «Чайф», «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи».
Города или конкретные локации
Множество ярких воспоминаний у людей связано с пребыванием или жизнью в определенных городах. Этим часто и пользуются ушлые авторы песен! Неудивительно, что их тексты превращаются в хиты.
В качестве примеров можно привести такие песни как «Вологда», исполненную ансамблем «Песняры», «А я иду, шагаю по Москве» из кинофильма «Я шагаю по Москве», «Я готов расцеловать город Сочи» Сергея Трофимова, «Лондон-Париж» Ираклия Пирцхалавы, «Огней так много городских на улицах Саратова», спетую Надеждой Кадышевой и т.д.
Помимо названий городов, можно использовать названия и других конкретных мест (пустынь, озер, морей, пляжей и т.д.). Например, песня про пустыню Каракум, исполненная Игорем Сарухановым, в свое время стала известным шлягером.
Цветы, растения, животные
Растения и животные играют важную роль в мифологии всех народов мира. Таким образом, можно смело утверждать, что образы животных и растений имеют огромное символическое значение для человека.
Попробуйте обратиться к мифологическому сознанию своих слушателей и вы. В таком случае ваша песня, несомненно, будет иметь такой же успех, как и песни вроде «Черный кот», впервые исполненной Тамарой Миансаровой, «Когда я стану кошкой» Марии Ржевской, «А белый лебедь на пруду..» группы «Лесоповал» и «Белые розы» группы «Ласковый май».
Торжественные события
Ничто так не откладывается в памяти человека как празднование различных торжеств. Напишите песню про подобное событие, и она точно найдет отклик в сердцах слушателей.
Ведь все мы с удовольствием напеваем строчки «Ах эта свадьба, свадьба, свадьба, пела и плясала…» и «День рождения – праздник детства, и никуда от него не деться…»
Времена года и дни недели
Поры годы и дни недели чередуются друг с другом, и вместе с ними меняется и наше настроение. «Чумачечая весна» сменяется на «тополиный пух, жара, июль…» А дальше вы можете продолжить сами в песне собственного авторства.
Запахи
Так уже сложилось, что как в элитарной, так и в массовой культуре, построение произведения вокруг определенного запаха считается чем-то вроде табу или дурного тона. Ну, не принято напрямую указывать на запахи, и всё тут!
Тем не менее, запахи способны пробудить в человеке не менее сильные воспоминания и ассоциации, чем звуки или визуальные образы.
И этим нужно пользоваться при сочинении своих песен. При этом делать это нужно изобретательно.
Например, вспомните знаменитую композицию «Дым сигарет с ментолом». Здесь нет прямого указания на запах. Но когда человек слышит слова этой песни, у него в первую очередь пробуждаются воспоминания, связанные именно с запахом дыма с ментолом, а не с визуальным образом дыма.
Правило №5: Помните про баланс между эмоциями и конкретикой
Важно при написании текста сохранять баланс между эмоциональной составляющей будущей песни (описание эмоций, чувств, упоминание метафор, образов, цветов, запахов, тактильных ощущений и т.д.) и содержательной составляющей песни (указание конкретных имен, мест, событий, т.е. того, что происходит, где просходит, с кем происходит, описание проблемы (конфликта) и её решения).
Если допустить «перекос» в ту или иную сторону, песня может стать неинтересной.
Правило №6: Пишите правильные мелодии
Написание мелодии для песен отличается от создания мелодий для инструментальных композиций.
При написании музыки для инструментального трека композитору не нужно беспокоиться о том, чтобы мелодия гармонировала со смыслом песни, ее текстом и была совместима с вокальными возможностями исполнителя.
Таким образом, поэту-песеннику необходимо развивать навыки написания мелодий именно для песен, а не инструментальных треков. И помочь ему в приобретении данных навыков помогут следующие советы:
Отталкивайтесь от аккордовой последовательности
Попробуйте построить аккордовую последовательность, а затем на ее основе создать мелодию песни.
Как мы уже упомянули в начале статьи, где обсуждалось определение характерных черт конкретных песенных жанров, в популярной русскоязычной музыке гармония в основном строится на диатонических аккордах.
Однако, например, в западной англоязычной музыке аккордовая последовательность, на которой строится песня, нередко включает в себя септаккорды и доминантсептаккорды, в том числе увеличенные и уменьшенные.
Поэтому не бойтесь экспериментировать и с данными типами аккордов в процессе построения гармонии для своих песен. Этим вы только обогатите свою композицию и сделаете ее еще более интересной.
Кроме того, не стесняйтесь добавлять аккорды из тональности, параллельной той, в которой пишется песня. Например, если песня сочиняется в тональности ре мажор, то можно взять аккорды из параллельной тональности си минор.
Развивайте мелодию ступенеобразно
Если хотите придумать действительно запоминающуюся мелодию, то вам следует позаботиться о том, чтобы мелодия двигалась небольшими шагами размером в полутон или целый тон, и лишь иногда делала скачки на более широкие интервалы.
Дело в том, что слушателю придутся по душе и запомнятся только такие мелодии песен, которые он сам сможет воспроизвести.
Таким образом, ступенеобразная мелодия – это как раз то, что ваши потенциальные слушатели, большинство из которых не являются непрофессиональными вокалистами, смогут напевать без труда.
Оставьте высокие ноты для припева
Припев – это кульминация песни, в которой сосредоточена главный смысл песни и на которую должно быть обращено основное внимание слушателя. Именно поэтому самые высокие ноты мелодии следует приберечь для данной части песни.
Соотносите акценты мелодии и текста
Отслеживайте, каким конкретно словам из текста песни будут соответствовать синкопированные ноты, а также ноты, попадающие на сильную и относительно сильную долю такта. Поскольку данные ноты будут акцентированы, то на слова песни, которые будут исполняться этими нотами, будет падать смысловое ударение.
Попробуйте пентатонику
Так уж сложилось, что в русскоязычной популярной музыке при построении мелодии песен предпочтение отдается 1, 4, 5 и 6 ступеням выбранной тональности.
В западной музыке существует множество хитов, написанных в таком ладу как пентатоника.
Чтобы получить пентатонику из обычной гаммы в натуральном мажоре нужно убрать 4 и 7 степени. В итоге, останутся 1, 2, 3, 5 и 6 ступени.
Например, для того чтобы получить пентатонику из ступеней тональности «до мажор», нужно оставить ноты «до», «ре», «ми», «соль», «ля» и отказаться от нот «фа» и «си».
Теперь давайте посмотрить, как строится пентатоника в минорном ладу. Для построения пентатоники в натуральном миноре необходимо убрать 2 и 6 ступень из обычном гаммы, построенной в одной из тональностей данного лада.
Таким образом, у нас останутся ступени 1, 3, 4, 5 и 7. А со ступенями 2 и 6 придется расстаться.
Например, для построения пентатоники из ступеней тональности «ре минор», нам нужно оставить ноты «ре», «фа», «соль», «ля», «до» и отказаться от нот «ми» и «ля#».
Прелесть пентатоники заключается в том, что какой бы хаотичной ни было последовательность нот, сыгранных из ступеней пентатоники, результат в любом случае будет звучать красиво и гармонично.
Мелодии таких хитов как Pink Floyd – “Another Brick In The Wall, Part Two”, Ed Sheeran - "Shape of You", Taylor Swift - "Delicate" написаны именно в пентатонике.
Попробуйте и вы написать мелодия к своим трекам в данном ладу.
Мелодии таких хитов как Pink Floyd – “Another Brick In The Wall, Part Two”, Ed Sheeran - "Shape of You", Taylor Swift - "Delicate" написаны именно в пентатонике.
Попробуйте и вы написать мелодия к своим трекам в данном ладу.
Правило №7: Придумывайте качественные рифмы
Пожалуй, ни одна песня не может обойтись без рифмы.
Благодаря рифме текст песни легко запоминается. Появление очередной рифмы в песне указывает слушателю на завершение одного смыслового блока и переход к следующему. А повторение рифмы с определенной периодичностью придает тексту определенный ритм.
Для того чтобы ваши рифмы оказались приятными для слуха, а процесс их создания не вызывал трудностей, достаточно выполнить следующие нехитрые шаги:
1) Выберите способ рифмовки
Существует множество разных способов рифмовки текста, однако наиболее распространенными в современных песнях являются следующие:
а) парная рифма (образование рифмы между двумя соседними строками)
Построение данного типа рифмы выражается следующей схемой:
А
А
Б
Б
При данном способе построения текста 1-ая строчка рифмуется со 2-ой, а 3-ая строчка – с 4-ой.
Пример:
Январские вьюги, шальные метели
Кружатся снежинки как на карусели
Лишь март остановит их легкий полет
Тепло превратит их в ручьёв хоровод
Кружатся снежинки как на карусели
Лишь март остановит их легкий полет
Тепло превратит их в ручьёв хоровод
б) перекрестная рифма (рифмовка через строку)
Схема перекрестной рифмы имеет следующий вид:
А
Б
А
Б
В этом случае 1-ая строчка рифмуется с 3-ей, а 2-ая строчка – с 4-ой.
Пример:
Мы сегодня будем танцевать
И битком заполним мы танцпол
На не даст уснуть всю ночь опять
Искрами светящий дискобол
И битком заполним мы танцпол
На не даст уснуть всю ночь опять
Искрами светящий дискобол
в) кольцевая рифма
При данном типе рифмовки работает следующая схема:
А
Б
Б
А
При таком способе стихосложения 1-ая строчка рифмуется с 4-ой, а 2-ая строчка – с 3-ей.
Пример:
И снова в памяти моей
тоскливой вереницей
всплывут родные лица
Моих товарищей, друзей
тоскливой вереницей
всплывут родные лица
Моих товарищей, друзей
г) холостая рифма
Схема построения холостой рифмы следующая:
A
Б
В
Б
Здесь рифмуются между собой 2-ая и 4-ая строки, а 1-я и 3-я не рифмуются ни между собой, ни со 2-ой и 4-ой строкой.
Пример:
Как же я тебя ждала
И любила беззаветно
Сколько пережито было
Даже Богу неизвестно
И любила беззаветно
Сколько пережито было
Даже Богу неизвестно
2) Избегайте монорифм
Старайтесь как можно реже использовать монорифмы. Они имеют следующую схему рифмовки:
А
А
А
А
Такая схема означает, что каждая последующая строчка рифмуется с предыдущей строкой.
Пример:
Я улечу далеко
Туда где будет легко
Там облака высоко
Пенятся как молоко
Туда где будет легко
Там облака высоко
Пенятся как молоко
Согласитесь, текст песни, построенный таким образом, будет звучать скучно.
Чтобы стать профессиональным сонграйтером, важно уметь находить такие рифмующиеся слова, которые имеют очень близкий характер звучания с рифмуемыми словами, но при этом принадлежат к другим частям речи.
Такие рифмы считаются самыми красивыми и непредсказуемыми. Вот примеры созвучных рифм:
Выпачкав – на цыпочках
Красавица – кудрявится
Существо – ничего
Париж – говоришь
Колоться – колодца
Помешан - поменьше
Бросче – роща
Лёд щеки – лётчики
Слаба – со лба
Та ли я – талия
Парусам – по лесам
Что касается рифмовки глагола с глаголом, существительного с существительным, деепричастия с деепричастием, прилагательного с прилагательным и т.д., то наличие подобных рифм в тексте песни желательно сводить к минимуму, поскольку использование в качестве рифмы слов, принадлежащих к одной части речи, напрашивается само собой и звучит предсказуемо.
В качестве примеров таких неудачных предсказуемых рифм можно назвать следующие пары слов:
Морозы - грёзы
Даль - печаль
Беда – суета
Себя - тебя
Желанная – долгожданная
Бежать – кричать
4) Пользуйтесь сайтами по подбору рифм
Чтобы упростить себе задачу по поиску красивых рифм, используйте онлайн сервисы по их подбору.
Для русскоязычных песен рифмующиеся слова можно подобрать на сайте RifmeNet, а для текстов на английском языке в качестве онлайн-помощника можете рассмотреть Rhymezone.
Правило №8: Используйте глубокие ассоциации
Тексты песен многих новоиспеченных сонграйтеров изобилуют образами, метафорами, устойчивыми выражениями и прочими фразами, навеянными поверхностными ассоциациями, связанными с темой песни.
На выходе творческого процесса подобных новичков рождается текст, который полон набивших оскомину фраз-клише и образов.
Исполнение такого текста звучит пресно и предсказуемо, не вызывая у слушателя эмоций и интереса.
Чтобы наглядно увидеть разницу между поверхностными и глубокими ассоциациями, давайте рассмотрим следующие два отрывка из разных песен схожей тематики:
Русалка
Ты в моей жизни появилась так внезапно.
Из морской пучины вырвалась ты безоглядно.
И был пленен и опьянен твоею красотой я.
И в омут твоих глаз бросался я без боя.
В вышеприведенной строфе «режут» слух приевшиеся и знакомые каждому человеку ассоциации, связанные с русалками: живут в морской пучине, обладают пленительной красотой, стремятся затянуть встретившегося мужчину в свой омут.
А теперь сравните вышеприведенный фрагмент текста с отрывком из другой песни под названием «Русалочка». Эта песня исполняется группой «Планка», которая была популярна в конце 90-х годов.
Вокруг русалочки блестят осколками.
Скрывают боль свою в одеждах шелковых.
А мы красивые летим – не прячемся.
Сперва поранимся, потом расплачемся.
Скрывают боль свою в одеждах шелковых.
А мы красивые летим – не прячемся.
Сперва поранимся, потом расплачемся.
При первом же прочтении обращает на себя внимание тот факт, что в тексте отсутствуют предсказуемые метафоры и образы, связанные с русалками. Очевидно, что автор не поленился создать образы на основе глубоких ассоциаций.
В качестве отправной точки для поиска глубоких образов он взял поверхностную ассоциацию, вызванную внешним видом русалки, а именно тот факт, что у нее есть чешуйчатый рыбий хвост, а затем через эту поверхностную ассоциацию вышел на вполне оригинальное уподобление чешуек на теле русалки блестящим осколкам и шелковым одеждам. А отталкиваясь от глубокой ассоциации, связанной с осколками, автор пошел еще дальше и нашел еще более глубокие образы, показав, что осколки русалки могут поранить и заставить расплакаться.
Как искать глубокие ассоциации?
Для эффективного поиска глубоких ассоциаций можно воспользоваться одним из двух нижеследующих способов:
• Создавайте карты ассоциаций
Для поиска глубоких ассоциаций удобно использовать так называемые «mind maps» или ментальные карты.
Создаются подобные карты очень просто. Вам лишь нужно сделать следующее:
А) Возьмите лист бумаги и в его центре напишите ключевое слово, отражающее тему будущей песни.
Б) Запишите все ассоциации, возникающие у вас при мысли о данном ключевом слове, в виде отдельных ответвлений от основного слова.
Они могут представлять собой всё, что угодно: какие-то метафоры, сравнения с повседневными предметами и явлениями, отсылки к героям, образам и событиям какого-либо литературного произведения или известные фразы из фильмов и т.д.
Как вы, наверное, догадались, все записанные на данном этапе ассоциации будут являться поверхностными.
В) Теперь вам необходимо записать слова и фразы, которые приходят в голову при мысли об указанных вами ранее поверхностных ассоциациях, и записать придуманное в виде ответвлений от соответствующих слов и фраз, относящихся к предыдущему уровню ассоциаций.
Именно на данном этапе начнут рождаться интересные глубокие ассоциации, которые можно будет смело использовать в тексте песни.
Если вам с непривычки пока еще трудно находить ассоциации к определенным словам, то вам на помощь придут онлайн-сервисы по их подбору.
Если вы пишете текст на русском языке, то можете воспользоваться сайтом sinonimorg. Зайдя на главную страницу, вам нужно выбрать вкладку «Словарь ассоциаций онлайн».
Среди сонграйтеров, пишущих песни на английском языке, популярность пользуется сайт relatedwords. Принцип его работы схож с его русскоязычным аналогом по подбору ассоциаций.
Правило №9: Держите слушателя в напряжении
Часто бывает так, что текст песни, написанный автором-новичком, похож на доклад, где каждая последующая фраза или часть предложения логически вытекает из предыдущей.
Исполняя текст, написанный подобным образом, вокалист будто подает слушателю песню на блюдечке с голубой каёмочкой. Иными словами, от слушателя не требуется слушать.
Как итог – его внимание рассеивается, и он быстро теряет интерес к содержанию произведения.
Чтобы не лишать свой текст интриги, а своего слушателя – желания дослушать песню до конца, автору текста критически важно удерживать слушателя в состоянии постоянного напряжения и ожидания, делать так, чтобы слушатель постоянно следил за развитием текста.
Чтобы достичь данного эффекта, необходимо делать следующее:
- меняйте местами составные части фраз, предложений и целые предложения в тексте, чтобы избежать строгой последовательности в изложении сюжета или передаче мысли.
- опускайте союзы и другие слова, которые можно убрать без потери смысла текста.
- добавьте динамики быстрым чередованием описываемых сцен, действий, обстановок, лиц.
Для наглядной иллюстрации применения вышеуказанных приемов, возьмем одну строфу куплета из песни группы «Бумбокс» под названием «Вахтерам». Она выглядит следующим образом:
Тебе не нравится дым – черт с ним
Он убивает слова, кругом голова
Уже разносит молва по дворам
Что между нами чиваува
Он убивает слова, кругом голова
Уже разносит молва по дворам
Что между нами чиваува
Обратите внимание, что здесь намеренно изменена последовательность изложение сюжета и опущены союзы, без которых легко можно обойтись. Благодаря этому текст звучит «плотно» и интригующе.
А теперь сравните вышеприведенную строфу с её неудачно переделанным вариантом:
Молва уже разносит по дворам,
Что между нами чиваува, а потому
Черт с ним, что тебе не нравится дым,
Который убивает слова и кружит голову.
Что между нами чиваува, а потому
Черт с ним, что тебе не нравится дым,
Который убивает слова и кружит голову.
Как видите, сюжет стал более последовательным, появились лишние слова (союзы), что сделало текст слишком пресным и правильным, а следовательно и неинтересным для прослушивания.
Правило №10: Без хука ваша песня – скука
Одним из самых важных элементов, без которого не обходится создание ни одной современной песни, является хук. Данное слово происходит от английского «hook», что в переводе означает «крючок».
Как можно догадаться из значения данного слова, хук служит для того, чтобы зацепить внимание слушателя.
В качестве хука может выступать звуки, слоги, слова и короткие фразы, исполняемые вокалистом, а также небольшие мелодические фразы и эффекты, исполняемые инструментом.
Особенности хука
Среди главных особенностей использования хуков в современных песнях можно выделить следующие:
• Хук может располагаться в любой части песни, будь то перед припевом, во время припева или куплета, во вступлении или в конце композиции.
• Хук должен быть коротким, поскольку продолжительные хуки тяжело запоминаются.
• Одна песня может включать в себя много разных хуков.
• Слова, входящие в состав хука, лучше не использовать в тексте песни (например, в куплете или припеве), поскольку это может ослабить эффект, производимый хуком на слушателя.
Как сделать вокальный хук?
1) Придумайте сочетания слов, которые являются полной околесицей и «абракадаброй» по своему смыслу, но которые при этом легко запоминаются и хорошо ложатся на ритм и мелодию песни. Такие сочетания легко и надолго откладываются в памяти слушателя, и он с удовольствием в последующем их напевает.
Вспомните старый хит группы Hi – Fi «Бумеранг».
Там после строчек «Радужная кошка, небо за спиной давно убежало следом за тобой» под задорную мелодию несколько раз повторяется абсолютно бессмысленный набор слогов «та–ра –та –та –тарам-ла-рам-та-ра-та-та-тарам».
Однако, несмотря на свою бессмысленность, именно эта «абракадабра» и придает данной песне индивидуальность и делает ее запоминающейся.
2) Используйте необычный порядок слов при построении предложений.
Сравните два предложения:
а) Именно твоё имя – моё самое любимое.
б) Имя любимое моё – твоё именно.
В варианте «Б» порядок слов необычен и непривычен для слуха, что сразу привлекает к нему внимание. А если использовать данное предложение с необычным порядком слов в качестве хука песни, исполненной под цепляющую мелодию, то мы получим строчку из хита, известного под названием «Имя 505» группы «Время и стекло».
3) Применяйте быстрое многократное повторение одних и тех же звуков, слогов и даже целых слов в тексте песни. Например:
«… Сезон танцев открыт, пульсом бьет бит, пульсом б-б-б-бьет бит» (многократное повторение звука «б» в песне «Бьет бит» группы IOWA).
«…players gonna play, play, play, play…
Haters gonna hate, hate, hate, hate…
I’m just gonna shake, shake, shake…» (многократное повторение слов в песне Taylor Swift – «Shake it off»).
4) Используйте в качестве хука короткие слова, исполненные заметно более высокими, или наоборот, низкими нотами, по сравнению с теми нотами, из которых состоит основная мелодическая линия песни.
Например, если прислушаться к исполнению песни «Гармония» группы Artik & Asti, то мы заметим, что после слов «… вновь вдыхаешь дым сигарет, сигарет…» звучит междометие «хей!», исполненное нотой, которая заметно выше, чем ноты, из которых состоит предшествующая данному междометию мелодия куплета.
Далее в этой же песне после фразы «…Где твоя любовь? Поищи в Tinder’e…» звучит слово «окей!», которое также по высоте своего исполнения выбивается из общей мелодии. Именно эти «хей» и «окей» и являются хуками рассматриваемой песни.
5) Старайтесь, чтобы ритмический рисунок и мелодика хука не совпадали с ритмами и мелодиями куплета и припева песни. Благодаря этому хук быстро привлечет к себе внимание слушателя.
Возьмем, к примеру, хит «Poker Face» исполнительницы Lady Gaga.
В данной композиции после веселого и мелодичного припева певица монотонно чеканит речитативом следующие слова и звуки: «P-p-p-poker face, f-f-fuck her face (mum-mum-mum-mah)». Этот речитатив и является хуком, который надолго «въедается» в память.
5) Старайтесь, чтобы ритмический рисунок и мелодика хука не совпадали с ритмами и мелодиями куплета и припева песни. Благодаря этому хук быстро привлечет к себе внимание слушателя.
Возьмем, к примеру, хит «Poker Face» исполнительницы Lady Gaga.
В данной композиции после веселого и мелодичного припева певица монотонно чеканит речитативом следующие слова и звуки: «P-p-p-poker face, f-f-fuck her face (mum-mum-mum-mah)». Этот речитатив и является хуком, который надолго «въедается» в память.
Как сделать инструментальный хук?
Для создания инструментального хука, попробуйте добавить в аранжировку песни следующие элементы:
1) небольшие мелодические рифы (короткая мелодическая линия, которая может многократно циклически воспроизводиться в песне в неизменном виде)
Вспомните задорную партию акустической гитары в песне Avicii – «Wake me up». Данная партия и является мелодическим рифом и по совместительству хуком, на основе которого построена почти вся рассматриваемая песня.
2) звуковые эффекты, исполняемые инструментами с необычными, оригинальными тембрами. Часто для этих целей используют звуки, генерируемые электронными музыкальными инструментами вроде синтезатора.
В качестве примера можно привести композицию Martin Garrix & Bebe Rexha – «In the name of love». Здесь после каждого припева идет брейкдаун, во время которого звучит высокочастотный вибрирующий звук, напоминающий смесь человеческого крика и флейты. Звучит очень необычно, а потому и легко запоминается.
Что касается ритмики и мелодики инструментального хука, здесь применимы те же советы, которые были указаны выше при описании вокальных хуков.
Правило №11: Мыслите нелинейно
Как вы, наверное, замечали, довольно сложно писать текст песни в строгой линейной последовательности: от одной строчки с другой, от одной рифмы к следующей, будто согласно строгой инструкции.
В подобных случаях автор нередко впадает в творческий ступор.
Поэтому чтобы не ограничивать проявления своей фантазии и не замедлять творческий процесс при написании песни, автору текста не помешает развить нелинейное мышление. Сделать это можно одним из следующих способов:
1. Пишите строфы от конца к началу
Вы зафиксировали на бумаге первую строчку будущего куплета и не знаете, что писать дальше? Сделайте эту строку концом куплета, а затем приступайте к сочинению предшествующих строк, т.е. стройте куплет от конца к началу.
2. Не делайте сочинение рифмы приоритетной задачей
Многие начинающие сонграйтеры уделяют первостепенное внимание придумыванию рифм, начиная с первых строк текста. Тем самым, они становятся «заложниками» этих первых строк, ведь теперь они вынуждены отталкиваться от них при написании дальнейшего текста.
Необходимо понимать, что в процессе создания песни, ее текст претерпевает множество изменений: слова, фразы, части предложений меняются местами, заменяются более подходящими альтернативами либо вообще удаляются из текста.
В результате строки, рифмовавшиеся в изначальном варианте текста, при дальнейшей работе над песней могут измениться до неузнаваемости и, соответственно, будут требовать создания новых рифм.
Таким образом, вы значительно ускорите написание текстов и улучшите их качество, если на начальном этапе написания песни уделите основное внимание работе над структурой произведения и его содержанием, а уж затем сконцентрируетесь на придумывании рифм.
3. Сочиняйте текст песни одновременно с мелодией
Иногда творческое вдохновение достигает такой силы, что одновременно со словами песни рождается мелодия.
Если вы один из тех авторов, кто тут же начинает напевать только что придуманные строки будущей песни, то вам следует продолжать в том же духе.
Учитывая, что мелодия – это ритмически организованная последовательность звуков, вам уже не нужно будет беспокоиться о выборе структуры текста песни, ведь он сам будет структурироваться под рождающуюся мелодию.
Если же по ходу развития мелодии вы не будете успевать придумывать слова, соответствующие определенным нотам, то просто замените их каким-нибудь набором звуков или любыми случайными словами, звучание которых органично вплетается вашу мелодию, чтобы не прерывать творческий процесс.
Потом вы сможете заменить временные слова на более подходящие постоянные слова.
Именно таким способом знаменитый участник группы «The Beatles» Пол Маккартни написал хит «Yesterday».
Однажды на него снизошло вдохновение, и он за один присест сочинил музыку и почти весь текст данной песни, но никак не мог придумать подходящее слово для начала куплета, которое хорошо ложилось бы на начало придуманной мелодии.
Тогда автор решил не терять времени на мозговой штурм и просто вставил в начало куплета словосочетание «scrambled eggs» (яичница-болтунья).
Видимо, такой выбор временных слов объяснялся тем, что песня сочинялась ранним утром, и Пол Маккартни еще не успел позавтракать. Впоследствии временные слова были заменены на знаменитое «Yesterday».
Правило №12: Придерживайтесь куплетно-припевной песенной формы
Большинство современных песен имеют очень похожую структуру и строятся по схожим шаблонам.
Это касается творчества как легендарных и уже ставших классикой групп вроде «Queen» и «Modern Talking», так и современных исполнителей, таких как Lady Gaga или Billie Eilish.
Песенную форму, на основе которой созданы песни вышеуказанных исполнителей, принято называть куплетной или куплетно-припевной.
Как следует из названия, основными составными элементами данной формы являются куплеты и припевы.
Песенную форму, на основе которой созданы песни вышеуказанных исполнителей, принято называть куплетной или куплетно-припевной.
Как следует из названия, основными составными элементами данной формы являются куплеты и припевы.
Куплет (verse) – это часть песни, состоящая из одной строфы (как правило, представленной четверостишьем, включающим в себя четыре строки текста).
Каждая песня включает в себя несколько куплетов. Каждый из них имеет свой поэтический текст. При этом мелодия и аккордовая последовательность (гармония), сопровождающая куплеты, остается неизменной в течение всей песни или лишь слегка варьируется.
Куплет служит для раскрытия сюжета песни и подведения слушателя к главной идее песни, которая содержится в следующей части рассматриваемой нами песенной формы, которая называется припевом.
Припев (chorus) – это фрагмент текста, имеющей целью «зацепить» слушателя и легко запомниться ему. Данная часть текста содержит основной посыл песни и характеризуется смысловой законченностью.
В отличие от строф куплетов, тексты припевов повторяются в песне в неизменном виде.
Мелодии припевов, а также аккордовые последовательности, сопровождающие припевы, повторяются и в остальных припевах песни.
Как правило, куплет и припев поются каждый под свою мелодию и сопровождаются разными аккордовыми последовательностями.
Однако стоит отметить, что никто не запрещает создавать песни, у которых куплет и припев имеют общую последовательность аккордов, но разную мелодию.
В качестве примеров таких песен можно привести суперпопулярные хиты вроде Richie Valens – «La Bomba» и Maroon 5 – «Sugar».
Правило №13: Используйте дополнительные элементы структуры песни
Помимо куплетов и припевов в современных песнях часто встречаются и дополнительные элементы, а именно:
Бридж (Bridge)
Слово бридж (bridge) заимствовано из английского языка, в котором оно означает «мост». Данное значение прекрасно передает роль, выполняемую бриджем в песне.
Как вы, возможно, догадались, бридж служит связующим звеном между двумя частями песни, например, между куплетом и припевом или между двумя припевами, идущими друг за другом.
Что происходит с музыкой во время исполнения бриджа?
Вы наверняка замечали, что во время прослушивания любой хорошей песни внимание слушателя волнообразно переходит из состояния напряжения в состояние расслабления.
Если песня состоит лишь из большого количества куплетов и припевов, то слушатель быстро привыкает к структуре такой песни и теряет к ней интерес.
В данной ситуации на помощь сонграйтеру приходит бридж.
Его задача – создать напряжение в песне. Во время исполнения бриджа слушатель должен оживиться, воспрянуть духом и сохранить внимание к песни.
Также, бридж часто используют в случаях, когда необходимо сделать плавный переход от спокойного куплета к мощному энергичному припеву. В данном случае бридж нивелирует разницу между этими частями песни.
Бридж интересен тем, что он одновременно вписывается в общий контекст песни, но при этом явно выделяется (контрастирует) на фоне остальных частей композиции.
Такая контрастность по сравнению с остальной песней достигается благодаря тому, что бридж может иметь следующие признаки:
1) Своя отдельная аккордовая последовательность
2) Своя отдельная мелодия
3) Свой отдельный музыкальный размер
4) Своя отдельная тональность
Что происходит с текстом песни во время бриджа?
Текст бриджа нельзя назвать обычным продолжением мысли, раскрываемой в куплетах. Напротив, бридж должен отражать тему (проблему) песни в новом ракурсе, смотреть на нее под другим углом, показывать ее в совершенно новом свете.
Если представить себе шкалу, на одном конце которой расположены стихи куплетов с присущими им детальностью и конкретикой, а на другом конце шкалы находятся тексты припевов, главной чертой которых является эмоциональность и чувственность, то текст бриджа будет находиться ровно посередине этой шкалы.
Таким образом, стихи бриджа описывают конкретику эмоциональным языком.
Примеры бриджей в известных песнях
В качестве примеров бриджей в современной музыке можно привести композицию «Fix you» группы Coldplay. Здесь бридж выступает в качестве кульминации всей песни, является наиболее эмоционально заряженной её частью, расположенной между последним куплетом и припевом.
Бридж в этой песне начинается со слов «Tears come streaming down your face…»
А если взять трек «Physical» исполнительницы Dua Lipa, здесь бридж вклинивается между последними двумя припевами, и начинается словами «Hold on just a little tighter…»
Пред-припев (pre-chorus)
Как следует из самого названия, пред-припев – это часть песни, которая предшествует припеву. Стоит отметить, что не во всех композициях присутствует данный элемент. Его добавляют лишь тогда, когда в этом есть необходимость.
Для чего же нужен пред-припев?
1. Потомить слушателя в ожидании начала припева. (Данный ход оказывается весьма кстати, если текст куплета довольно короткий).
2. Дополнить деталями информацию, содержащуюся в куплетах
3. Выровнять перепад динамичности и энергичности между спокойным куплетом и заводным припевом.
Что нужно знать об особенностях пред-припева?
1. Тексты каждого из пред-припевов в одной и той же песне могут немного отличаться друг от друга.
2. Мелодия и (или) аккордовая последовательность пред-припева может разниться с мелодией и аккордами припева и куплета песни.
В качестве примера песни с пред-припевом можно привести хит «Жить в кайф» в исполнении Макса Коржа.
Здесь между спокойным куплетом, в котором повествовательным тоном Макс рассказывает о том, как мама Валя с папой Толей узнали об отчислении сына из университета, и знаменитым припевом, в котором исполнитель декларирует: «Я выбираю жить в кайф!», идет часть песни, начинающаяся словами «Боже, как хотел я увидеть свет…» Эта часть рассматриваемой композиции и является пред-припевом.
В данной песне Коржа мелодия пред-припева отличается от мелодий куплета и припева. При этом аккордовая последовательность данной части песни совпадает с аккордами припева, и разнится с аккордами, сопровождающими куплеты.
Также стоит заметить, что во втором пред-припеве этой же песни начало и конец текста немного меняются: теперь вместо слов «Боже, как хотел я увидеть свет» исполнитель начинает пред-припев со строчки «Ведь всё, что я хотел – это видеть свет». Меняется и окончание пред-припева. Вместо первоначального варианта «Вдруг увидел солнце и тогда себе сказал» во втором пред-припеве можно услышать слова «Вдруг услышав музыку, я сам себе сказал».
Вступление (Intro)
Intro – это вступительная часть песни. Данный элемент встречается не во всех композициях.
Intro представляет собой аперитив для слушателя песни! Вы даете его в качестве затравки.
Здесь может быть всё, что угодно, например:
1) часть мелодии из куплета или припева
2) басовая линия из куплета или припева
3) отдельные слова и фразы из текста песни
4) аккордовые последовательности из куплета или припева
Главная задача intro – с первых секунд зацепить слушателя и передать основное настроение и стилистику песни.
Финал (Outro)
Данная часть песни является заключительной и содержит явное указание на завершение композиции, например, путем воспроизведения какого-либо мелодического рифа на фоне последнего продолжительного аккорда и затухающей громкости.
Так же, как и в случае с intro, присутствие outro в песне необязательно.
Рефрен (refrain), или пост-припев (post-chorus)
Рефреном, или пост-припевом, называют необязательную часть песни, которая следует сразу же за припевом. Эта часть композиции, как правило, состоит из многократного повторения названия песни и игры слов и звуков, из которых состоит данное название.
Например, в известной композиции «Umbrella» певицы Rihanna после припева несколько раз повторяется строчка «under my umbrella ella ella eh eh eh», в которой обыгрывается слово «umbrella». Это и есть рефрен данной песни.
А в песне «Бьет бит» группы IOWA между вторым и третьим припевом идет многократное повторение слова «пульсом». Эта часть песни также относится к пост-припевам.
Интерлюдия (interlude)
Иногда случается так, что и куплет, и припев песни получаются очень веселыми и динамичными. Однако излишняя энергичность композиции может надоесть слушателю не меньше, чем монотонность.
Для того чтобы как-то сбалансировать слишком веселую песню, сонграйтеры нередко прибегают к помощи интерлюдии, т.е. паузы, во время которой почти все инструменты замолкают, а певец речитативом исполняет какой-либо текст.
Примером интерлюдии может послужить часть песни «Taylor Swift» – «Shake it off», расположенная между энергичным пост-припевом и не менее энергичным бриджем, во время которой исполнительница читает текст, начинающийся словами: «Hey, hey, hey, Just think, while you've been gettin' down and out about the liars…», а все инструменты, звучавшие в треке до начала интерлюдии, за исключением некоторых приглушенных перкуссионных звуков, исполняющих простые ритмические элементы, прекращают звучать.
Правило №14: Придерживайтесь структур успешных песен
Итак, теперь, когда мы знаем, из каких элементов складываются современные песни, мы можем перейти к построению из этих элементов определенной песенной структуры.
Самые распространенные структуры песен в современной музыке выглядят следующим образом:
1. Куплет/Припев/Куплет/Припев
Пример: песня «Белые розы» группы «Ласковый май», «Проклятый старый дом» группы «КиШ»
2. Куплет/Припев/Куплет/Припев/Припев
Пример: песня «Жить в кайф» исполнителя Макс Корж, песня «Полковнику никто не пишет» группы БИ-2
3. Куплет/Припев/Куплет/Припев/Куплет/Припев/Припев
Пример: песня «Кукушка» группы «Кино»
4. Куплет/Припев/Куплет/Припев/Бридж/Припев
Пример: песня «Blame» исполнителей Calvin Harris feat. John Newman
5. Куплет/Куплет/Припев/Куплет/Припев/Бридж/Припев/Припев
Пример: песня «Ain’t nobody» исполнителей Rufus & Chaka Khan
6. Куплет/Куплет/Бридж/Куплет
Пример: песня «What a wonderful world» исполнителя Louis Armstrong
Правило №15: Защищайте свои авторские права
Многие начинающие сонграйтеры ошибочно полагают, что права на песню появляются у автора только после того, как их произведение проходит регистрацию в какой-нибудь компетентной организации, а владелец песни получает бумажку с печатью, подтверждающей авторство.
Однако такое предположение не соответствует действительности. На самом деле авторские права возникают уже по факту создания произведения.
Таким образом, как только вы зафиксировали карандашом на бумаге несколько припевов и куплетов или создали на компьютере электронный документ, содержащий текст песни, вы становитесь законным обладателем авторских прав на ваши тексты, а написанная вами песня превращается в вашу интеллектуальную собственность.
К сожалению, наличие авторских прав на песню не гарантирует, что вы не попадете в одну из следующих ситуаций:
1) присвоение прав на ваше произведение другими лицами;
2) использование ваших песен в коммерческих целях без выплаты вам, как автору, денежного вознаграждения.
И для того чтобы избежать попадания в указанные выше неприятности, вам необходимо правильно зарегистрировать свои творения или, но крайней мере, заранее подготовить доказательства на случай судебного разбирательства с нарушителями ваших прав.
О том, как это можно сделать, мы сейчас и поговорим.
Как сонграйтеру подготовить доказательства наличия авторских прав на песню?
Итак, допустим, что кто-то присвоил себе права на ваше произведение, а именно выдал себя за его автора и начал распоряжаться вашей песней по своему усмотрению без вашего ведома и разрешения.
Подавая иск в суд на нарушителя ваших прав, вам нужно будет доказать следующее:
- песня была написана вами;
- песня была написана до того, как права на нее были заявлены другим лицом.
Чтобы заранее подготовить доказательства вышеприведенных фактов, проделайте после создания вашего произведения один или несколько из следующих шагов:
- Опубликуйте написанную песню в своих профилях в социальных сетях, убедившись, что веб-страницы выбранных социальных сетей отображают время (дату) публикаций. Указание конкретного времени и даты публикации будет являться весомым аргументом в вашу пользу в суде.
- Запишите файл со своим произведением на физический носитель (CD-диск, USB-флеш-накопитель или даже обычные листы бумаги с написанными на них текстами песен и нотными партитурами).
Затем отправьте по почте данный носитель бандеролью на свой собственный адрес и не вскрывайте данное почтовое отправление. На самой бандероли будет присутствовать дата отправки.
В случае судебных тяжб, посылку вскроют в ходе судебного разбирательства.
- Заверьте свое произведение у нотариуса. Наличие заверенного документа с печатью и указание даты также послужит отличным доводом в вашу пользу. При этом стоит помнить, что данным способом получится заверить лишь тексты и нотную партитуру песни, а не готовую запись музыкальной композиции.
- Исполните вашу песню в присутствии других людей либо покажите им готовые тексты или партитуры вашего творения.
В случае судебного разбирательства данные люди смогут стать свидетелями, которые подтвердят ваше авторство и дату публичного исполнения песни.
Важно, чтобы среди ваших свидетелей не оказалось членов вашей семьи, поскольку суд может счесть их лицами, заинтересованными в исходе дела в вашу пользу.
- Депонируйте (передайте на организованное хранение) ваше произведение в онлайн-сервисы регистрации объектов интеллектуальной собственности.
Для депонирования вашего произведения вам необходимо зайти на сайт компании, предоставляющей подобные услуги (например, scireg.org, copytrustru или copyrightru) и за определенную плату передать им на хранение файл (архив) с копией вашей песни, загрузив его через интернет на сервер организации.
В итоге вам выдадут электронное свидетельство (сертификат), в котором указан депонируемый объект и его автор, а также электронно-цифровую подпись с указанием времени депонирования объекта в базу и ссылку на хранящийся объект.
- Зарегистрируйтесь в авторском обществе вашей страны.
Подобные организации занимаются управлением авторскими правами на коллективной основе.
Свидетельство о регистрации произведения в одной из них будет являться наиболее весомым доказательством вашего авторства.
В России данная организация носит название РАО («Российское авторское общество»).
В Беларуси роль таких обществ выполняют БОАИП («Белорусское общество авторов, исполнителей и иных правообладателей») и НЦИС («Национальный центр интеллектуальной собственности»)
В Украине следует обращаться в «Украинское агентство по авторским и смежным правам».
В Казахстане имеется «Казахстанское авторское общество».
Регистрация в авторском обществе хоть и является самым дорогим способом доказательства авторства, поскольку членство в подобном обществе требует внесения регулярных взносов, но при этом является гарантией успешного отстаивания ваших прав в суде.
Кроме того, регистрация в авторском обществе открывает для вас более широкие возможности использования своих прав, а именно дает возможность заработка на своих произведениях.
Об этом мы сейчас и поговорим.
Как начать зарабатывать на своих авторских правах?
Чтобы приступить к монетизации своих авторских прав, вам нужно быть зарегистрированным в авторском обществе вашей страны. Как они называются, мы упомянули выше.
Авторские общества имеют государственную аккредитацию и занимаются сбором вознаграждения за исполнение или воспроизведение ваших песен другими лицами или организациями.
Что даёт вам регистрация в авторском обществе?
Как только вы зарегистрируетесь в авторском обществе, произойдет следующее:
- Помимо неимущественных прав на песню, которые возникли по факту ее создания, у вас появились также имущественные права на ваше произведение. В отличие от неимущественных прав, имущественные права можно продавать и передавать другим лицам.
- Теперь другие лица могут воспроизводить вашу песню на радио и телевидении, исполнять ее на своих концертах и иных публичных мероприятиях, использовать вашу песню в качестве музыкального сопровождения в своих видеороликах, опубликованных на видеохостингах вроде Youtube, а вы в свою очередь получите за это денежное вознаграждение (роялти).
- За использование вашей песни в других странах, с авторскими обществами которых ваше авторское общество заключило договор, вы также будете получать деньги.
Как выглядит процесс регистрации в авторском обществе?
В разных странах процедура регистрации может немного разнится, но в общих чертах она выглядит следующим образом:
1) Вы открываете расчетный счет в банке. На этот счет в последующем будут переводиться авторские отчисления.
2) Вы приходите в авторское общество и заполняете бланк регистрации по образцу, а также договор в двух экземплярах: один из них вы забираете себе, а другой остается у авторского общества.
3) Прилагаете к поданным документам ксерокопию вашего паспорта.
Правило №16: Сотрудничайте с лейблами и дистрибьюторами
Если исполнение вашей песни уже записано вместе с аранжировкой в виде готового музыкального трека, то вы также можете задуматься над заключением договоров со следующими организациями:
- звукозаписывающей компанией (лейблом), которая займется изданием, продвижением и продажей ваших треков.
- дистрибьютором, т.е. компанией, которая будет заниматься тем, чтобы ваши треки попали на крупные стриминговые площадки вроде Spotify и Apple Music, а вы в свою очередь получили деньги за прослушивание ваших треков на данных площадках.
Как начать сотрудничество с лейблом или дистрибьютором?
Чтобы начать работу с лейблом или дистрибьютором, вам необходимо подписать договоры о передаче имущественных авторских прав, а также смежных прав (интеллектуальных прав на результаты исполнительской деятельности, т.е. в нашем случае на фонограмму) на ваше произведение.
Что нужно учитывать при заключении договора с лейблом?
Авторам песен, которые собираются заключить договор с лейблом, необходимо помнить, что содержания договоров у разных лейблов могут быть абсолютно разными.
Человеку несведущему в юридических текстах смысл некоторых пунктов договора может оказаться непонятным либо не таящим в себе никакого подвоха.
Однако после подписания такого договора, в последующем музыкант может прийти к выводу, чтобы условия соглашения оказались для него невыгодными.
Поэтому перед заключением договора с лейблом не лишним будет взять текст предлагаемого лейблом соглашения и проконсультироваться с юристами, специализирующимися в авторском праве.
Правило №17: Сотрудничайте с вокалистами и музыкантами
Итак, представим, что вы уже набили руку в написании песен. У вас за плечами уже имеются интересные тексты и мелодии, которые вы хотели бы превратить в полноценный завершенный продукт, а именно музыкальный трек, состоящий из записи вокальной партии и аранжировки и прошедший через такие важные стадии обработки звука как сведение и мастеринг.
Теперь самое время найти тех людей, с которыми вы доведете вашу песню до ума, а именно певцов, музыкантов, саунд-продюсеров и звукорежиссеров.
Давайте узнаем наиболее перспективные места, в которых сонграйтеры могут найти людей для сотрудничества. Среди них можно выделить следующие:
Форумы
Поищите на музыкальных форумах темы с названиями вроде «вокалист (музыкант) ищет авторов песен». Заходите в данные темы и просматривайте посты в поисках подходящих кандидатур.
Каналы в Telegram
Просматривайте каналы в мессенджере Telegram, посвященные общению музыкантов, вокалистов и сонграйтеров. Убедитесь, что в выбранном канале предоставляется возможность комментирования.
Группы в соцсети VK
Заглядывайте в сообщества VK, связанные с тематикой создания песен и музыки.
В разделе “Обсуждения” ищите темы с названием вроде «Сотрудничество». Именно в данных темах вы сможете оставить свое сообщение с предложением о сотрудничестве или ознакомиться с резюме исполнителей и музыкантов.
Не оставляйте предложения в виде комментариев под постами в сообществе. Это, скорее всего, будет расценено администраторами как спам, и ваш комментарий будет удален.
Сайты
Посещайте специализированные сайты, на которых музыканты и певцы загружают свои композиции с целью заявить о себе и продвинуть свои творения в массы. Наиболее популярным веб-ресурсом такого плана в международном масштабе можно назвать Soundcloud.com. В русскоговорящих странах также пользуется популярностью платформа pdj.com.
На вышеупомянутых сайтах вы сможете не только оставить личное сообщение певцам и музыкантам, но и оценить их вокальные данные, тембр голоса, а также навыки создания аранжировок и сведения музыкальных композиций.
Концерты
Посещайте концерты музыкальных коллективов, исполняющих песни в интересующем вас жанре. Как правило, в качестве зрителей на концерты приходит много представителей других музыкальных групп, работающих в схожем направлении.
На таких мероприятиях легко можно завязать знакомство с подобными музыкантами, а общение с ними может перерасти в плодотворное творческое сотрудничество.
Современные способы сотрудничества сонграйтера с вокалистами и музыкантами
Конечно, старые и проверенные способы совместной работы, такие как личные встречи на студии или переписка через электронную почту никто не отменял.
Однако в современном мире авторам песен и исполнителям предоставляется замечательная возможность перенести весь рабочий процесс в онлайн и создавать совместный шедевр, не выходя из собственных домов.
Для этих целей существуют такие онлайн-платформы как splicecom, blendio, vocalizrcom и procollabscom.
Данные платформы предоставляют возможность переносить музыкальные проекты из популярных программ по созданию музыки вроде Pro Tools, Cubase, Logic Pro, FL Studio и Ableton в общую рабочую среду, доступ к которой имеют и музыканты, и сонграйтер.
В результате сонграйтер может не только прослушать готовые записи вокальной партии и инструментов, но и наглядно увидеть структуру создаваемой композиции, а именно каждую из звуковых дорожек, из которых состоит проект.
Правило №18: Нарабатывайте портфолио
Как правило, авторам, которые не могут похвастаться наличием портфолио из хотя бы нескольких готовых качественных записей своих песен, не приходится рассчитывать на суммы, превышающие 10 тысяч рублей за продажу текста и мелодии для одной песни.
Однако если у сонграйтера за плечами уже имеются готовые работы, которые он может показать потенциальным клиентам, то уровень его возможного заработка существенно возрастает.
Прибыль авторов с хорошими портфолио за продажу одной песни начинается от 50 тысяч рублей.
Таким образом, начинающему сонграйтеру необходимо активно сотрудничать с музыкальными коллективами или исполнителями, записывать с ними совместные композиции, которые лягут в основу его портфолио, а затем выходить на контакт с платежеспособными клиентами.
Правило №19: Обучайтесь написанию песен у профессионалов. (Книги, каналы, курсы)
Сегодня в открытом доступе имеется достаточно много интересных обучающих материалов, подготовленных профессионалами по созданию песен.
С их помощью вы сможете получить структурированные знания и получить навыки, основанные на применении системного подхода к сонграйтингу.
Давайте разберем самые интересные и актуальные на сегодняшний день книги, каналы и курсы, которые помогут вам развиваться как профессионалу.
Книги
Ввиду того что в западном мире, в отличие от постсоветских стран, к сонграйтингу уже давно относятся как к отдельной дисциплине, большинство пособий и руководств по написанию песен были изданы именно на Западе на английском языке.
К сожалению, большинство из них до сих пор не переведены на русский язык.
Однако и среди прославленных русскоговорящих поэтов-песенников есть люди, изложившие опыт по созданию песен на страницах своих обучающих книг.
Таким образом, будет уместно упомянуть полезные руководства как на английском, так и на русском языках.
Среди отличных книг по сонграйтингу, написанных на английском языке, можно назвать следующие:
1. “Writing better lyrics” (Pat Pattison)
Для многих авторов песен данная книга стала настольной. «Writing better lyrics» впервые увидела свет в далеком 1995 и благодаря тому, что она имела широкий и продолжительный успех у читателей со всего мира, была переиздана в 2010 году.
Пэт Паттисон является профессором знаменитого музыкального колледжа Беркли. Среди его студентов многократные обладатели премии «Греми», такие как Gillian Welch и John Mayer.
2. “The addiction formula” (Friedmann Findeisen)
В этой книге делается явный упор на написание хитов! Как заставить свои песни блистать на фоне огромного количества композиций, заполонивших информационное пространство?
У Фридмана Финдесена есть ответ на этот вопрос.
В его руководстве вы найдете более 317 эффективных техник создания цепляющих гармоний, ритмов, мелодий и текстов.
В книге содержится анализ более 330 хитов известных западных исполнителей, и разбираются секреты их бешеной популярности.
3. “The craft of lyric writing” (Sheila Davis)
Шейла Дэвис, автор популярных семинаров и мастер-классов по написанию текстов песен, впервые издала обучающее пособие под названием “The craft of lyric writing” еще в 1995 году.
Книга не только выдержала проверку временем, но и стала Библией сонграйтинга для многих ее читателей.
В ней вы найдете глубокий, системный подход к написанию текстов песен и узнаете о распространенных ошибках, которые совершают многие новички.
Среди книг по созданию песен, написанных либо переведенных на русский язык, можно выделить следующие:
1. «Машина песен. Внутри фабрики хитов» (Джон Сибрук)
Как ни странно, но эта книга по сонграйтингу написана не сонграйтером, а культурологом и журналистом культового американского издания «New Yorker» Джоном Сибруком.
Однако не стоит делать поспешных выводов: автор «Машины песен» побывал во множестве топовых студий звукозаписи и на звукозаписывающих лейблах и скрупулезно изучил все премудрости их работы. На страницах своей книги Джон описал подробный пошаговый процесс создания хитов!
Всё, что вам нужно знать о создании цепляющих топ-лайнов, бриджей и хуков в песнях вы найдете в этой книге.
2. «Научу писать хиты» (Юрий Лоза)
Узнав в имени автора книги малоизвестного молодому поколению старожила российской эстрады, многие скептические отнесутся к способности данного человека обучить читателя современному сонграйтингу.
Однако те, кто знаком с творчеством Юрия Лозы, знают, что тексты его песен отличаются высокой поэтичностью. Конкретными советами о том, как писать красивые тексты и создавать на их основе хитовые песни, автор и поделился в своей книге.
Премудрости песенной поэзии, изложенные простым языком и «приправленные» юмором, не оставят равнодушными как начинающих, так и опытных поэтов-песенников.
3. «100 советов как написать песню. Учебное пособие для любителей» (Юлиана Донская)
Книга написана опытным сонграйтером, членом союза композиторов России, обладателем премий RU.TV и Муз-ТВ за лучший саундтрек года, автором музыки ко многим российским сериалам и фильмам.
Несмотря на явное указание в названии книги на то, что она адресована любителям, многие продвинутые авторы песен также найдут для себя много полезного и, возможно, посмотрят на процесс написания своих произведений с нового ракурса.
YouTube-каналы
На популярном видеохостинге YouTube вы также сможете узнать много интересного о премудростях написания песен, просматривая видеоролики на каналах, посвященных соответствующей тематике.
Вот некоторые примеры подобных каналов:
Это канал российского сонграйтера, на котором автор простым языком рассказывает о написании песен и сдабривает свои обучающие видео изрядным количеством смешных и забавных примеров.
На данном англоязычном канале собрана выжимка из 30-летнего сонграйтерского опыта музыканта по имени Don Moen, пишущего христианские песни.
Здесь вы найдете профессионально сделанный русскоязычный видеоконтент от специалистов, писавших песни для звезд российской эстрады. Вы узнаете не только о том, как создавать песни, но и о том, как их продюсировать и продавать.
Бесплатные онлайн-курсы по сонграйтингу
Многие крупные образовательные онлайн платформы предоставляют возможность пройти небольшие бесплатные онлайн-курсы по сонграйтингу.
Среди наиболее достойных халявных онлайн-программ можно выделить следующие:
Данный курс по написанию тексов песен, рассчитанный на новичков, проводится знаменитым Музыкальным колледжем Беркли на образовательном сайте Coursera.
Обучающие видео записаны на английском языке, однако для русскоговорящих студентов имеется возможность воспользоваться русскими субтитрами.
После прохождения курса за плату можно получить сертификат.
Еще один курс на английском языке с возможностью включения русских субтитров от Музыкального колледжа Беркли, доступный на образовательном сайте Coursera.
В отличие от вышеописанного курса, здесь обучают созданию мелодий для текстов песен.
Перед вами курс на русском языке от сайта Udemy, который поможет новичку написать свою первую песню и определиться со своим собственным стилем.
Здесь вы найдете три бесплатных курса на английском языке от образовательной платформы Alison.
Они посвящены соответственно введению в сонграйтинг, созданию мелодий для песен и музыкальной теории, необходимой для автора песен.
По окончанию курсов имеется возможность за плату получить сертификат о прохождении обучения.
В этом англоязычном курсе как новички, так и продвинутые поэты-песенники найдут для себя что-то полезное.
Авторы курса обещают помочь авторам справиться с писательским блоком, обучить написанию чувственных текстов, придумыванию красивых нарративов и метафор, соблюдению просодии текста и мелодии, а также сделать вас более дисциплинированными благодаря выполнению ежедневных практических заданий.
Полноценный платный курс на русском языке
Поскольку в музыкальных учебных заведениях постсоветских стран сонграйтинг до сих пор не преподается в качестве отдельной дисциплины, создатели большинства современных русскоязычных курсов по сонграйтингу (и по совместительству выпускники вышеупомянутых заведений) не знают, как правильно обучать написанию песен.
Программы их курсов в основном состоят их вспомогательных предметов, таких как теория музыки, работа с виртуальными студиями и т.д.
Данные дисциплины, безусловно, важны для изучения авторами песен, однако они не дают будущему сонграйтеру самого главного: не обучают его методологии написания песен. Иными словами, на подобных курсах вас в лучшем случае обучат тому, как устроена песня или музыкальная композиция, но не научат механике создания песен.
К счастью, в русскоязычном пространстве на образовательных онлайн-платформах уже начинают появляться полноценные курсы, дающие студентам подробную методику сонграйтинга.
К таким полноценным курсам можно отнести следующие:
Среди важных преимуществ данных курсов можно назвать следующие факты:
- На протяжении курса вас будут курировать опытные преподаватели. Они же будут проверять и комментировать ваши домашние задания, делиться своими знаниями и опытом.
- Вы обучитесь особенностям написания песен в разной стилистике и разных жанрах, что очень важно для современного сонграйтера, ведь множество современных хитов представляют собой слияние нескольких жанров или направлений музыки.
- Вы изучите основы драматургии и законы построения рифм, благодаря чему ваши песни станут максимально чувственными.
- Освоите академическую базу по теории музыки
- Познакомитесь с разными авторскими подходами к написанию песен, разработанными на основе актуальных трендов в музыке
- Научитесь построению маркетингового плана и стратегий продвижения своей музыки.
Знание нюансов продвижения музыки в современных реалиях особенно актуально для авторов из России и Беларуси.
Из-за введения западными странами санкций против данных стран, русскоязычные музыканты столкнулись с множеством препятствий на пути продвижения своего творчества.
Крупнейшие стриминговые сервисы вроде Spotify уходят из России.
Видеохостинги такие как YouTube прекратили монетизацию контента, созданного российскими артистами.
Большинство международных лейблов прекратили выпуск новых релизов в Беларуси и РФ.
Музыкальные дистрибьюторы приостанавливают выплаты артистам из вышеуказанных стран.
В таких условиях музыкантам жизненно необходимо уметь строить грамотные стратегии продвижениях в сложившейся ситуации.
- Научитесь регистрировать и защищать свои авторские права
- Освоите звукотехническое оборудование и научитесь создавать домашнюю студию
- Изучите технологии звукозаписи, сведения и мастеринга музыкальных композиций
- Научитесь писать музыку к тексту песни и делать аранжировки в специальных программах
- К концу курса вы обзаведетесь 3-мя готовыми записями своих песен, написанными под руководством и с помощью своего куратора. Данные композиции станут основой вашего портфолио. Причем одна из ваших песен будет отправлена на мастеринг в профессиональную студию.
- Получите возможность приобрести курс в рассрочку, разделив всю сумму на небольшие ежемесячные платежи.
- Вы не просто полностью освоите профессию сонграйтера, но и станете частью профессионального музыкального сообщества, благодаря чему сможете легко начать сотрудничество с платежеспособными клиентами.
- В подарок получите годовой доступ к курсу английского языка.
0 Комментарии